|
|||||||||||
Магические книги Ночной Дозор. МнениеЗа пределами нашего с вами родного и любимого Хогвартса Сириуса полным полно параллельных миров. И некой буферной зоной служит мир магглов, где обитают, работают разные маги. Некоторые из нас учатся в маггловских школах, учатся в их высших заведениях, работают на ответственных должностях, а некоторые волшебники пишут книги. Книги-откровения о собственных похождениях в параллельных мирах или описание событий, которые происходят с людьми в необычных для магглов условиях.
Итак, возьмем лупу посильнее и попытаемся разобраться в этом мире. В книге 3 части. Каждая предваряется вводной главой, в которой что-то происходит, что вызывает внимание Ночного Дозора или затрагивает членов этой организации. Ночной Дозор – эта боевая организация светлых магов, которая выходит на работу ночью, стараясь отлавливать нарушителей Договора между светлыми и темными магами. Кроме того, в Ночном дозоре есть аналитический отдел, который планирует операции светлых по достижению своей главной цели – облагородить всех людей, живущих в мире, в частности в Москве, тогда темные потерпят поражение и все уйдут на заслуженную пенсию. Все очень логично, я вам скажу. Но, чтобы дойти до этого, надо прочитать полкниги минимум! Объяснение принципов этого параллельного мира у автора растянуто до неприличия. И выражено оно во внутренних монологах главного героя Антона Городецкого, который, кстати, думает больше, чем делает. В начале повествования Антон рассказывает нам, что он проработал пять лет в аналитическом отделе Ночного Дозора, специализируется на программировании. И тут шефу ни с того ни с сего приспичило отправить «канцелярскую крысу» на оперативную работу. Подобное поведение начальства у Антона даже вопросов не вызвало. Вообще он склонен доверять шефу и принимать его слова за Евангелие от Главы Ночного Дозора. В процессе выполнения очередной ночной смены Антон спасает от обнаглевших вампиров мальчика Егора, который слишком сильно для обычного маггла сопротивляется зову вампирши. И тут выясняется, что парнишка такой же Иной, как и сам Антон. Что есть Иной, с трудом определяет сам автор. Иной – человек (или нет?), который может видеть сумрак. Сумрак – это как бы альтернативная реальность, которая позволяет Иным видеть предметы в других цветах, преимущественно в серых. В сумраке растет мох, там пыльно и грязно. Иные могут заходить в сумрак, становиться невидимыми для магглов, воевать, но сам Сумрак высасывает из них жизнь. Поэтому участь всех Иных – прожить сколько захотят в нормальном мире и остаться навсегда в сумраке. Теперь еще один интересный вопрос. Иной - это кто? По расе кто? А тут смешались в кучу люди, кони - все. Люди, демоны, вампиры, оборотни – все, кто видят сумрак – Иные. О том, как они такими стали или родились такими, сказано мало. Например, проживающий по соседству с Антоном вампир, а значит темный, родился таким. Как можно родиться вампиром от вампиров, я даже представить не могу)))). Если с демонами еще понятно (они могут все и есть порождение Тьмы), то, как люди и оборотни могут видеть сумрак, остается загадкой. Может ген какой рецессивный? Или проклятье при рождении? Автор не дает ответа. Думает, мы догадаемся сами. Тем не менее, все Иные позиционируют себя как отдельная от магглов семейство. Поэтому даже к сотруднице Дневного Дозора Антон чувствует симпатию, хотя и осуждает ее выбор темной стороны. О Дневном Дозоре в книге сказано мало, только то, что это такая же организация, как Ночной Дозор, только созданная темными для поддержания баланса в городе и воплощения своих замыслов. Итак, всю книгу Антон выполняет указания шефа: находит великую волшебницу Светлану, перетягивает ее на сторону светлых, параллельно спасает мальчика Егора от вампиров, борется с маньяком, который уничтожает темных не по правилам договора. Но тут выходит незадача: Егор-то еще не сделал выбор, кем он хочет быть. Психопат-маньяк, оказывается, хоть и борется со злом, но темные имеют право его наказать из-за наличия договора. И тут до Антона доходит, что не все так радужно в его мире. Шеф мутит воду, играет в шахматы с Завулоном, начальником темных. Спокойно жертвует сотрудниками, обзывая их пешками. Преследует какие-то свои цели, о которых и гадает всю книгу Антон. Как в итоге он догадывается о том, что Светлана должна изменить судьбу Егора, который, еще не выбрав сторону, по мнению инквизитора, станет темным и тем самым вдохновит его на великие дела, мне непонятно до сих пор. По логике вещей, единственное, что ясно и логично вытекает из развития событий, так это то, что Антон станет темным. А почему? Да потому, что, оказывается, все мировые ошибки: коммунизм, революция в России, Вторая Мировая война – это попытки светлых преобразовать мир, выполнив свое предназначение – облагородить людей. И, да-да, внимание все, Гитлер был магглом, которому помогали светлые! Но темные смогли развалить такую потрясающую идею, как национал-социализм. После такого открытия я бы ушла в сумрак точно. Но Антон решает бороться. Ученик восстает против учителя. Приватный разговор с Завулоном - и Антон спешит выручать Светлану с Егором, прибегает на поле брани, срывает ритуал изменения судьбы. Темные должны быть счастливы, но тут вступает в игру логика автора, та самая, что понять можно только предварительно употребив зелья безумия. Оказывается, шеф все просчитал, и судьбу непонятно кого изменила его возлюбленная. Ну, просто невозможно понять кого, когда у тебя перед глазами несколько реплик Антона в конце книги. «Описана операция Ночного дозора по исправлению Книги Судеб Светланы Назаровой, с целью рождения ею величайшей Светлой Волшебницы». Это цитата из Википедии. Господа маги, вы себе это представить можете? Книга судеб принадлежит Светлане что ли? Если бы она ее сама исправляла, то тогда был творительный падеж «Светланой Назаровой», вторая часть предложения еще веселее: Светлана должна родить новую светлую волшебницу? Для чего и, главное, зачем? Есть же подруга шефа, есть сама Светлана. Теперь вы понимаете, что у автора с обоснуем затяжной конфликт. Хочу отметить еще одну интересную деталь, вызывающую вопросы. Иной, по определению, после инициации должен сделать выбор в пользу Света либо Тьмы. Так уж устроен мир. Но есть инквизиторы над дозорами. Это тоже Иные, но те, что могут параллельно относиться к светлым, темным - им все равно. Они охраняют положения договора. Как они там живут, не знает ни Антон, ни автор. Вы тоже видите противоречие? Надо выбрать сторону, за которую будешь бороться, и одновременно быть справедливым и к темным, и к светлым. И тут я включаю логику инженера: наверное, чтобы быть инквизитором, помимо характера, нельзя проходить инициацию. А как же тогда обладание силами? Получается, инквизитор заранее ограничен в возможностях? Как же такое может быть, если, по словам Антона, они достаточно сильны, чтобы приструнить и темных, и светлых? Из плюсов книги я бы хотела отметить живость действия. Вот ту игру шефа и Завулона, которую пытается разгадать Антон. Герой растет духовно, а это, по мнению Б.Вербера, залог успешной книги. Хорошо прописаны характеры действующих лиц, красочно и четко. Автор прекрасно описывает образы, картины происходящего. Буквально несколько точно характеризующих предложений – и перед нами законченный образ. Краткость, как говорится, сестра таланта. Подводя итог, думаю, этому городскому фентази, можно смело присвоить тройку с плюсом из пяти баллов. Отдельные элементы достойны восхищения, но вот общая концепция мира изрядно хромает. Я бы назвала Лукьяненко мастером эпизода. Говорят, что писать книги надо, слушая вдохновение, как слово на перо ляжет. Но схему-то произведения нарисовать надо, чтобы не путать ни себя, ни читателя. Может, в следующих книгах этого цикла мы увидим блистательную общую идею в привычном исполнении? «Дневной Дозор» покажет. Matilda Fine
|