|
|||||||||||
Волшебное кино Однажды в лесу
Сейчас, конечно, надо бы писать о Рапунцель. Но о новинках всегда найдётся кому рассказать. А впереди Новый Год с выходными днями, и можно вытащить из шкафа что-то старое, давно не смотренное, но от этого не утратившее очарования. Этот фильм не о мультяшках, в мире которых не умирают. Он о живых существах, к которым пришла беда. И предотвратить её было невозможно. Стиль для Ханны-Барберы не характерный, но получилось нечто замечательное. Сюжет не рафинированный. Все переплелось - и горе, и страх, и радость. Как в жизни. Фильмы с участием зверей я воспринимаю лишь в их людском приближении, т.е. насколько за звериными обликами я могу увидеть людские души. Такие души, которым хочется помочь, невзирая на все преграды и расстояния. Это мультфильм с тёплым началом. Лесная школа, где учатся зверушки под руководством мудрого Корнелиуса. Солнечные просторы, заросшие яркой зеленью деревьев и кустов. Весёлое настроение, которое передаётся от учеников к их родителям. И поначалу не замечаешь, что лес пересечён скоростным шоссе, которому доведётся сыграть трагическую роль. Ведь именно проносящиеся мимо автомобили несут гибель любому лесному обитателю, рискнувшему пересечь это щоссе. Но пока оно далеко и незаметно. Пока всё складывается хорошо. Почему я полюбил этот фильм? Наверное, потому что в его героях я увидел отголоски себя прошлого, полузабытого. Они проснулись, и мир снова стал большим и ярким. Дела исчезли, уступив место времени. А по окраинам дорог расплескались весенние ручьи, куда смело можно кидать деревянную щепку, видя перед собой стремительный корабль со смелой командой на борту. Маленький мальчик, запускающий кораблик, в одиночестве стоит на краю дороги, у которой бушует ручей, и мечтает о чём-то. Я уже не помню - о чём. Может о том, что вдвоём или втроём это мероприятие оказалось бы на порядок увлекательнее. "Если б жили все в одиночку, то уже давно по кусочку разлетелась бы, наверное, Земля." Тоже детский фильм, посмотреть из которого суждено было только финал.
Героям фильма повезло больше. Их трое. Вернее, даже четверо. Мышка Абигайль, крот Эдгар, ёжик Рассел и барсучиха Мишель. Только вот в далёкий опасный путь доведётся отправиться лишь троим, так как маленькая Мишель отравлена ядовитым газом. "Не было гвоздя - подкова пропала, не было подковы - лошадь захромала…" - как в английском стишке, здесь складывается череда трагичных случайностей. Когда осколок, "подаренный" беспечным водителем, обеспечит аварию, поставившую лес на грань гибели. И этот скорбный путь от начала до конца видят глаза друзей и их учителя. "Вот, - злорадно кивают мне невидимые оппоненты. - Чего же это умный Корнелиус не ухватил осколок стекла, да не выкинул его в кусты?" Чтобы постараться объяснить, попробую перевести на толкиенистский язык. Мордор. Унылые земли. Пасмурное небо. Могучая армия орков, протянувшаяся чуть ли не в бесконечность, в рядах которой затерялись два отважных хоббита. И вдруг останавливается Сэм: "А не распахать ли нам, Фродо, тут поле? Здесь вот пшеница заколосится. Там яблоню посадим, а вон на том холме - апельсины. Да через год-другой и без всякого кольца не узнать будет эту землю!" Смешно, потому что нереально. Потому что страх витает в воздухе. Ужас пропитал землю. И тебе нехорошо лишь потому, что несчастная судьба занесла тебя в эти места. Так и Корнелиус. Чужая земля. Непонятные хищники, выскакивающие из-за горизонта и бесследно исчезающие. И четыре малыша, один из которых чуть было уже не погиб. "Ты очень счастливый ёжик, Рассел! Я не встречал ни одного пушистика, для которого встреча с чудовищами закончилась благополучно". Тут не до прогнозов будущего и глобальных процессов. Если повезёт, то надо постараться суметь увести своих маленьких учеников, пока не выскочило новое, более безжалостное чудище. А ведь погибни Рассел, что сказал бы его родителям Корнелиус? Ткнул бы пальчиком в осколок и патетически возвестил бы: "Да что нам какой-то ёжик? Я тут весь лес спас!" В минуту опасности почему-то думаешь не о судьбе мира и вселенной, а о близких людях, которых хочется вытащить из неприятностей любой ценой. И осколок остается на дороге, чтобы погубить родителей Мишель и её саму поставить на грань смерти. Спасти Мишель может только лекарство из цветов ясноглаза и остролиста (как тут не вспомнить наше Травоведение и Зельеварение). А нет их в этом лесу. И оставшейся троице суждено отправиться в путешествие, чтобы спасти свою подругу. И они не супергерои, летящие с вытянутой рукой над просторами Земли в развевающемся плаще. Абигайль. Мышка. Всегда впереди. Исследовательский смелый характер. Лидер. И признанный, и непризнанный. Неуловимо толкающая друзей на подвиги и свершения. Те, кто любит "Чип и Дейл спешат на помощь", могут посмотреть этот фильм, как фанфик по доспасательскому прошлому Гаечки. Просто ребенок. Пока ничего не изобретает. Фигурка еще не сложилась, да и характер только начинает формироваться. Еще всё впереди, а рядом верные и нескучные друзья. Да и синий комбинезон настраивает на известную героиню. Только глазки иногда зеленые. Рассел. Ёжик. Смелый, но более осторожный. Очень запасливый и крайне неохотно расстающийся с чем-либо съестным. И если Абигайль по каким-то причинам замешкалась, сразу берёт управление в свои руки. Неважно, что это будет. Строительство крылохлопающей машины. Подъём к зловещей дыре совиного дупла или штурвал во время бушующей грозы. Характер не особенно яркий, но невероятно полезный. И добрый. Эдгар. Крот. Маленький, неуклюжий толстячок. В человеческом мире таких норовят больно и безнаказанно пнуть для развлечения или просто, проходя мимо. Но он ведь тоже о чём-то думает, что-то хочет, имеет страхи, восторги и мечты. Сама осторожность. И вот на нём-то с удивлением наблюдаешь, как из казалось бы никуда не годного толстячка вырастает личность, готовая на поступки. Вырастает, потому что рядом оказались именно те, кто нужен. Команда друзей стоит на краю леса. А перед ними поляна с полёгшей травой, озарённая холодными лучами бесстрастной Луны, и чёрное мёртвое дерево посреди неё. Очень мощный кадр, подготовленный и фоном, и контрастом, и музыкой. Я словно ещё раз увидел то, "особое", дерево для жертвоприношений, которое не могу забыть с просмотра "Наперегонки с Дьяволом". Подобно башне злых духов стоит посреди поляны одинокий сухой ствол. И поворачивать нельзя. И в обход идти не позволяет время. А из чёрной дыры за путниками уже наблюдает сова, готовая напасть. Абигайль в плену. Огромная сова косит на неё то сверкающим глазом, то мёртвым бельмом. Не нападает, думает, ворочается, а душа мышки мечется от непредсказуемости. Это каким же храбрым надо быть, чтобы, побывав в крепких тисках когтей, не растеряться, а догадаться использовать увеличительное стекло, да так, что сова, втрое выше и раз в десять сильнее, опешила и сбежала в испуге. Она вернётся, но Абигайль уже внизу и бежит с друзьями к спасительной кромке чужого леса. И вот она - самая потрясающая для меня сцена - предпохоронная процессия. Идет таинственное шествие, поёт непонятную, но завораживающую песню, а на кончиках посохов горят зелёные огоньки. И всё узнаваемо. И слова, и обстоятельства. Чтоб не делать ничего конкретного, лучше споём, да пострадаем. "Мы заблудились!" "Ни слова больше, дитя моё! Мы тоже заблудились. Мы сбились с пути истинного!" Как часто мы слышим эти слова, звучащие вместо конкретных поступков. Но друзья ещё не успели наглотаться опиума для народа. Они не потеряли способности думать и идти не в составе тянущейся в неизвестность процессии, а своим путём. Не плакаться, а делать, и спасённый птенец, которого собралась хоронить вся община, вручается счастливой матери. К чести проповедника, он сразу вникает в суть новых условий и мгновенно оборачивает их на пользу общины, не забывая, конечно, и себя. Зачем объявлять непокорных "врагами народа", если можно превратить совершённое ими действие в яркий праздник. Тем более, что на его эффектное местечко никто из чужаков не претендует. Но троице не до праздников. Время неумолимо. А впереди страшная пустыня Жёлтых Драконов. Привычные для нас бульдозер и экскаватор оборачиваются для друзей опасными и жестокими чудовищами, готовыми хватать, кромсать и уничтожать. Нет ни единой травинки на захваченной поляне. И после контраста с лесом эта земля кажется по-настоящему мёртвой. Кстати, интересная идейка. Те земли, что люди успели застроить и обработать, считаются у лесных обитателей проклятыми.
Творение человеческого разума позади, а герои оказываются на цветущем, густонаселённом лугу, где свои правила и законы, а чужих не особенно любят, хотя отдельные представители местного населения относятся к пришельцам вполне доброжелательно. Многих поражает тот факт, что познакомившийся с Абигайль молодой и симпатичный мышонок, читай "парень из народа", остается на вторых ролях, а впоследствии вообще оказывается за бортом истории. Но, по-моему, мораль ясна. Здесь, как в жизни, ты - либо участник, либо зритель. Казалось бы чего легче, подойти и помочь. Но выясняется, что гораздо проще "оставаться со своим народом". Шанс тебе дан. Явный и безоговорочный. А если ты выбрал роль зрителя и остался ждать благоприятных обстоятельств вдалеке от основных дел и событий, извини, друг, не обижайся, когда выбрали не тебя. "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!" Испытываешь какое-то сверхъестественное чувство, когда мечта воплощается в реалии. Долгие годы Корнелиус носил в себе идею крылохлопащей машины, но отважился только на действующую модель. А Эдгар и Абигайль уже тащат подручные материалы, чтобы, на удивление всего селения, воссоздать увиденное в натуральную величину и добыть с помощью сбывшейся мечты Корнелиуса цветок остролиста, затерянный словно горный эдельвейс на неприступной скале. Цветок в руках и можно возвращаться. А как они летели! И предзакатные серо-багряные облака были не над головой, а совсем близко. Глядя на них, проникаешься духом коллективизма. По одиночке ничего бы у них не вышло. А так то один действует, то второй, то сама героиня, и, глядишь, трудный путь позади. Прорыв сквозь грозу и людскую деревеньку. Вновь оживают истории о старинных проклятиях, усиленные небывалой силы грозой и пылающим крылом. На этом фоне обычный сарай с открытым чердаком смотрится как нечто потустороннее и устрашающее. Если переводить этот кадр на людскую психологию, то на месте деревянного домика высился бы мрачный замок с вампирами и мертвецами. Они успели добраться и приготовить лекарство. Но ведь жизнь не кончается, обрываясь на удачном моменте. Что подстерегает нас за краем страницы, за концом путешествия? "Ты где-то забыл свой шарф?" "Нет, мама! Я забыл что-то более важное. Я забыл тебя поцеловать!" Когда в начале фильма среди газового дыма увидел мёртвых барсучков, даже не по себе стало. Зато на этом фоне возвращение мамы Эдгара выглядело ярко и потрясающе до невозможности. Я ловил себя на мысли, что мне хотелось Happy-End, и удивлялся этому, так как в прилизанных фильмах мои симпатии незаметно переходят на сторону злодеев. А тут всё произошло наоборот. "Все мамы и папы возвращаются!" "К сожалению, не все". Эдгар испуганно глядит на опечаленную Мишель. Когда я смотрел впервые и еще не знал, чем закончится эта сцена, то желал возвращения его мамы всеми силами. А при повторном просмотре, наблюдая за взволнованным в ожидании Эдгаром, заранее радовался за него.
Высший класс. От начала и до финала. И даже после. Еще одно подтверждение, что рисунки на фоне титров важны. Ведь они рассказывают о том, что случилось дальше. И когда вся команда с учителем летит на вновь построенной машине, понимаешь, как это здорово - видеть облака рядом с собой. И неважно, сколько тебе лет. Может совсем немного, и ты восхищенно глядишь на мир, впервые развернувшийся перед тобой. А может, поглядываешь не только с высоты, набранной крыломашущей машиной, но и высоты накопленного опыта, и с замиранием сердца понимаешь, что ты ждал эту минуту всю долгую жизнь. На фоне красочного великолепия звучит "Once Upon A Time With Me" с раскладкой по голосам в сопровождении Лондонского симфонического оркестра. Честно говоря, я рад, что смотрел фильм дома и мог прослушать эту величественную композицию до конца. Чего не случилось бы в кино, где с общей толпой я бы под шарканье ног и переговоры посторонних голосов шёл бы к выходу, теряя с каждым шагом последние кусочки сказки и возвращаясь в обыденную реальность. Фильм не перегружен песнями. Их всего три, включая ту, под которую проходят титры. Но вставлены они исключительно к месту. Предпохоронная процессия не вылилась бы в нечто сверхъестественное, не сопровождайся она заунывным пением ("He's Gone", в хоровом вступлении которой явственно проглядывает "Like A Prayer" Мадонны) ловкого проповедника и его подпевалочек. Песня Корнелиуса начинается без подготовки, и сначала не можешь понять, зачем это вдруг начали петь? Но стоит вслушаться в слова - и недоумение тает. "Твоя жизнь ещё только начинается, а в моей уже вечер. Впереди чёрная ночь, но для тебя наступает прекрасное утро". На лице появляется грустная улыбка. Хочется плакать, что моё утро уже безвозвратно позади. Хочется радоваться, что вечер пока далеко. Где я? Неужели всё ещё в ярком солнечном дне? Дне, который наступил однажды давным-давно в лесу.
Дарк Богачек
|