Выберите автора:

   

рубрику :

   


Выпуск 01 от 13-Jan-06
Выпуск 02 от 20-Jan-06
Выпуск 03 от 27-Jan-06
Выпуск 04 от 03-Feb-06
Выпуск 05 от 10-Feb-06
Выпуск 06 от 17-Feb-06
Выпуск 07 от 26-Feb-06
Выпуск 08 от 03-Mar-06
Выпуск 09 от 10-Mar-06
Выпуск 10 от 17-Mar-06
Выпуск 11 от 24-Mar-06
Выпуск 12 от 31-Mar-06
Выпуск 13 от 07-Apr-06
Выпуск 14 от 14-Apr-06
Выпуск 15 от 21-Apr-06
Выпуск 16 от 28-Apr-06
Выпуск 17 от 05-May-06
Выпуск 18 от 12-May-06
Выпуск 19 от 19-May-06
Выпуск 20 от 26-May-06
Выпуск 21 от 02-Jun-06
Выпуск 22 от 09-Jun-06
Выпуск 23 от 23-Jun-06
Выпуск 24 от 07-Jul-06
Выпуск 25 от 04-Aug-06
Выпуск 26 от 01-Sep-06
Выпуск 27 от 08-Sep-06
Выпуск 28 от 15-Sep-06
Выпуск 29 от 29-Sep-06
Выпуск 30 от 06-Oct-06
Выпуск 31 от 13-Oct-06
Выпуск 32 от 20-Oct-06
Выпуск 33 от 27-Oct-06
Выпуск 34 от 03-Nov-06
Выпуск 35 от 10-Nov-06
Выпуск 36 от 17-Nov-06
Выпуск 37 от 24-Nov-06
Выпуск 38 от 01-Dec-06
Выпуск 39 от 15-Dec-06
Выпуск 40 от 22-Dec-06
Выпуск 41 от 29-Dec-06


Наш хостинг Rambler's Top100
Rambler's Top100


 

Размышления

Об Истории религий и ее преподавании

Приветствую уважаемых читателей Оракула! Данная статья, возникшая из-за ряда совершенно независящих от меня обстоятельств, является моим дебютом здесь и посвящена она теме, взволновавшей многих в стенах этого учебного заведения. Я говорю о произошедшем недавно споре – мне бы не хотелось в данном случае пользоваться более громкими словами – о произошедшем недавно споре относительно введения нового предмета – Истории религии. Сразу хочу заметить, что я человек в ХС относительно посторонний: незаконченный первый курс и бессрочный академический отпуск – вот и все мои заслуги на ученическом поприще. Однако тема эта настолько заинтересовала меня, что я не смог удержаться от небольшого комментария, тем более, что сам являюсь преподавателем подобного предмета в другой школе. Эта статья отнюдь не является кратким обзором произошедшего события, скорее, это мои субъективные рассуждения об Истории Религии вообще и о преподавании ее в магических школах в частности. Итак, давайте приступим…

Как я думаю, многим уже известно, в Хогвартсе Сириуса было решено ввести новый предмет - «История религий», преподавателем которого является Вербена. В первый же день после добавления предмета в расписание вокруг его объективности и правдивости разгорелись жесточайшие споры: кого-то оскорбило занесение атеизма в религии, кого-то приравнивание религий к Свету. Кого-то задело использование не словарных определений в лекции, кому-то показалось, что профессор пытается навязать свою религиозную точку зрения… Как результат – закрытие урока и отмена предмета как такового. Правильно это или нет, верно ли был представлен материал на лекции, а так же немного об особенностях самого предмета – мы поговорим ниже.

Начиная рассуждать об истории религии, мы должны понимать, что берем слишком обширный пласт, охватить который, даже в рамках пяти-семи годичного курса, практически невозможно. Обычно преподавание данной дисциплины сводится к краткому анализу происхождения религий, а впоследствии – к более детальному, но отнюдь не доскональному, изучению существующих ныне религиозных систем.
Проблема возникает в первую очередь в первом пункте программы, ибо в научных кругах существует несколько, зачастую противоположных версий возникновения религий вообще и веры в бога/богов в частности. Потому перед профессором стоит сложный выбор: либо затратить несколько лекций на разбор каждой из версий, либо выбрать ту, которая ему больше по душе. В последнем случае необходимо указать, что все сказанное – субъективное мнение и кратко намекнуть на существование иных версий. Есть еще один, как мне кажется, более оптимальный вариант: оставить вопрос происхождения религии в стороне, за стенами кабинета, чтобы каждый ученик сам смог ответить себе на этот вопрос. Разумеется, дозволены приватные беседы со студентами, в которых преподаватель может смело высказывать свою точку зрения, настаивать на ней и т.д.

Разобравшись с первым вопросом, плавно перейдем ко второму, не менее важному: какие религии нужно преподавать на лекциях и как необходимо преподносить материал. Тут я позволю себе процитировать моего учителя, обучавшего меня азам религиоведения: «Человек, который преподает религию массам, должен быть абсолютно беспристрастным. Нельзя доверять этот предмет тем, кто принадлежит к какой-либо из существующих ныне конфессий, т.к. в таком случае он будет субъективен и в 90% примет за аксиому собственную точку зрения, рассматривая остальные религии как заблуждения». Мне остается лишь подписаться под каждым словом и добавить, что каждую из религий нужно рассматривать одинаково, без каких-либо предпочтений. В нашем современном мире это сделать сложно, ибо все наше мировоззрение слишком христианизировано, однако хотя бы попытаться рассмотреть каждую религию без использования навязанных стигм - профессор обязан.

Теперь хотелось бы сказать пару слов о преподавании этого предмета в магических интернет-школах. Краткий курс, в котором разбираются ключевые моменты основных мировых религий, – вещь достаточно полезная и вполне допустима. Однако здесь, как нигде более, профессор должен делать упор на абсолютной беспристрастности, не только не навязывая свое мнение по поводу какой-то одной определенной религии, но не должен даже намекать на собственные религиозные предпочтения. Кроме того, преподавать мировые религии нужно в полном отрыве от магического мира – ибо каждая из них вкладывает собственное значение в слово маг, колдун и т.д., в каждой из них есть своя оккультная сторона, в каждой – свои магические практики и т.д. В таком случае, если профессор говорит «маг должен понимать, что..», он уже совершает недопустимую ошибку в преподавании, добавляя к религиозной концепции мироздания собственное восприятие мага.

Если соблюдены перечисленные выше условия, то подобный предмет становится прекрасным дополнением к расписанию, дает почву для размышления и преподносит необходимую для человека информацию. Разумеется, что хорошее знание религий, способность ориентироваться во всех направлениях христианства, буддизма, индуизма, ислама, иудаизма и т.д., способность абстрагироваться от собственного мнения и владение зачатками философской мысли – вещи важные априори и потому в вышеприведенный список даже не внесены…

Уж коли тема этой статьи возникла не спонтанно, а под влиянием известных вам обстоятельств, позволю себе высказаться более конкретно, прокомментировав как сам предмет, так и возникшую дискуссию. К сожалению, я не имел счастья читать лекции Вербены, за исключением вводного, ознакомительного урока, посему мне трудно заключить, был ли профессор беспристрастен во время преподавания непосредственно религий.
Однако в самом введении, даже после корректировки, были допущены достаточно серьезные, на мой взгляд, нарушения преподавательской этики, как то – высказывание о террористических организациях как не имеющих отношения к религиям. Я не хотел бы сейчас в этой статье поднимать вопрос о том, так это или нет – это долгая и болезненная тема. Однако здесь мы видим именно навязывание собственного мнения, ибо есть несколько взглядов на этот вопрос, и, заявляя так, мы тем самым оскорбляем чувства некоторых верующих.
Та же самая претензия и к оперированию понятиями Свет и Тьма, заезженными и излишне громко звучащими. Религии, я говорю о ныне существующих религиях, пытаются указать путь для спасения души, однако пути эти для одних являются Светом, для других – Тьмой. Я не думаю, что путь спасения, предложенный имамами Мухаммеда, буддисты могут назвать Светом. Кроме того, приравнивание РНЕ к террористической организации меня сильно смущает. Еще один существенный недочет, который, правда, я встречал не только в лекции, но и на протяжении всего бурного обсуждения предмета – это отсутствие разграничения между понятиями вера и религия. Помимо их абсолютной самодостаточности, в некоторых случаях они могут даже не быть связаны между собой, существуя отдельно.

Позволю себе пару слов и об атеизме. Это философское течение ни в коем случае нельзя назвать религией, так как оно не несет в себе ни элементов культа, ни каких-либо строгих канонов и заповедей, нет в нем и обрядовой стороны. Однако атеизм с твердой уверенностью можно назвать верой. Верой в отсутствие бога. На тему атеизма-религии хочется вспомнить один великолепный рассказ Леонида Каганова «Флэшмоб-террор», действие которого происходит в гипотетическом будущем. В этом рассказе встречается любопытное описание атеизма как религии, со своими церквями, в которых поклоняются пророку Дарвину и Обезьяне, как прародителю человека. Существуют свои обряды вступления в эту Церковь, включающие в себя чтение своеобразного «Символа Веры» и поедание банана. В такой форме атеизм можно назвать религией. Однако в том виде, в котором он существует сейчас, – это лишь вера, не более.
Кстати, то же самое хотелось бы сказать о сатанизме, который всплыл в процессе обсуждения. Сатанизм - это не религия, это система мировоззрения. К сожалению, многие, говоря о сатанизме, путают его с дьяволопоклонничеством, Люциферанством и т.д. Однако, это опять-таки отдельная тема, и я не хотел бы ее сейчас затрагивать.

Возможно, кому-то мои высказывания могут показаться излишне резкими, кому-то бессмысленным набором фраз – я не претендую ни на красоту изложения, ни на истинность в последней инстанции. Все знает только бог, если допустить его существование. Вышесказанное является лишь моим мнением, которое автор ни в коем случае не хочет навязать уважаемым читателям, ведь, в конце концов, каждый имеет право на собственные заблуждения. ;-)

В заключение хотелось бы повторить, что, к сожалению, я не читал основных лекций по этому предмету, посему, возможно, у меня составилось превратное представление на основе одного только введения, но, как говорится, гостей принимают по одежке, и в данном случае ознакомительная лекция выполнила роль этой самой одежды.

Спасибо за внимание.

devona

Корреспондент


Комментарии читателей

хочу выразить вам глубочайшее уважение за такую доступную, интересную, объективную и вежливую статью. Спасибо.
Fiona Catdaughter

отличная статья. серьезно, я получила просто огромное удовольствие от ее прочтения.
Сетанта

Всё про атеизм и сатанизм - абсолютно с вами согласна. Очень четко и главное правильно (учитывая мою точку зрения). Вся статья составлена очень грамотно и корректно. Спасибо.
Сокол

Спасибо ))) отличная статья )))
Иноим Имоен

Хорошая статья. Я думаю, что подобный предмет должен быть, чтобы можно было побольше узнать о разных религиях. Такое знание помогло бы людям не поддаться \"промыванию мозгов\" разными сектами и не оказаться потерянным для общества. В статье написано: \"Я не думаю, что путь спасения, предложенный имамами Мухаммеда, буддисты могут назвать Светом\". Но ведь буддисты очень терпимо относятся к другим релиниям. Это небольшая ошибка.
Тандербёрд

Спасибо =) Тандербёрд, терпимое отношение к другим религиям, и понимание того, что все пути в итоге приводят к одному истоку, не мешает воспринимать эти самые способы достижения единения с абсолютом по разному. И буддисту, последователю, например, Тхеравады, идущему путем отрешения от мирского и недеяния зла (читай - не убивай) принять за Свет постулат - \"каждый убитый неверный укрепляет канат по которому ты идешь к раю\" - имхо - нереально.. При этом, разумеется, я сильно обобщаю понятия ибо и в исламе, и в буддизме есть совершенно различные течения, часто враждующие между собой, но, я думаю, что сумел объяснить смысл, вкладываемый мной в это предложение. Кроме того в буддизме нет такого понятия как Свет и Тьма в христианском его понимании, поэтому я и использовал словосочитание \"МОГУТ назвать\", могли бы, если бы пользовались терминами христианского мира. Последователи некоторых Колесниц буддизма используют выражение Верный и Неверный путь, однако подчеркивают, что эти понятия субъективны, и верны только для определенной личности...
devona

Денова, не могли бы Вы рассмотреть вопрос о том, собственно, ПОЧЕМУ нынешнее общество ТАК ЧУВСТВИТЕЛЬНО к любомуупоминанию или прикосновению к своим религиозным аспектам (носителям, зданиям, знаниям, святым вещам)? Ведь, по идее, если ты ВЕРИШЬ, то неверие соседа не смущает, хоть он лично из себя изображай святого или бога. Ничто не сможет мне доказать, что 2+2 равно не 4, если я ВЕРЮ в то, что 2+2=4. Эта сверхчувствительность - следствие нашей общей НЕРВНОСТИ или так всегда было в истории человечества? Что-то мне подсказывает, что Вы способны высказать здравую версию, раз так ВНЯТНО смогли раскрыть основную мысль сегодняшней статьи.
Алгебра

Алгебра, так было на протяжении истории человечества ) Более подробный ответ будет чуть позже. От меня и/или от Девоны )
Иноим Имоен

Я полностью согласен с предыдущим оратором на тему что это продолжалось всегда... Правда причина лежит скорее не в облости религии, а в области психологии и социальных преобразований в обществе... Эта тема обширна и мне кажется неправильным обсуждать ее вот так, в комментах. Ты непременно получишь желаемые ответы. Чуть позже и в иной форме. Обещаю. А пока у меня к тебе просьба, если можно, сформулировать более подробно твой вопрос и указать на те точки, рассмотреть которые ты хотела бы более подробно... ))
devona

Девона, можно поаплодировать? :) Честное слово, отдохнула на статье) Наконец-то хоть кто-то объяснил всё толком и не поднимая криков))) Можно провокационный вопрос? ;) Может, сам попробуешь это дело здесь, в ХС? Хотя я понимаю, что здесь для тебя не столь родное место... Это я так, из серии \"мечтать не вредно\"))) Ещё раз спасибо за статью)
Анориэль

Я не думаю что это было бы возможно по целому ряду причин, не последними в котором являются законы ХС =)
devona

Интересно и доступно. очень познавательная статья, за что, Девона, большое спасибо.
Анка

devona, я слышала, что на самом деле \"каждый убитый неверный укрепляет канат по которому ты идешь к раю\" значит, что нужно убивать неверного в себе, то есть самому не быть неверным, бороться с искушениями. Просто это неправильно истолковывают.
Тандербёрд

Сама я не мусульманка. ) И не согласна с некоторыми их вещами, типа не употребления свинины, обрезания и т.д.
Тандербёрд

=) Ну, обрезание, например, полезно для здоровья ;-) В исламе на данный момент существует три основных течения, мягко говоря, не очень друг-друга любящих - это шииты, сунниты и суфии (дервиши-мистики) Про вражду первых со вторыми - я думаю ты могла слышать сейчас в новостях - Ирак на пороге гражданской войны между этими двумя течениями Ислама... Шииты представляют собой достаточно воинственное крыло ислама, и представители большенства современных терраристических организаций - являются последователями этого направления... Именно им пренадлежит дословная трактовка данного высказывания... и именно про них я говорил, произнося \"имамы муххамеда\" - ибо именно шииты, изначально, выступали за передачу \"права власти\" от муххамеда к его близкому другу и соратнику Али, а далее - к его потомкам... Толкование приводимое тобой принадлежит Суфиям - бродячим дервишам -мистикам, появившимся в начале 9 века на территории Сирии. Именно они, стараясь найти тайный смысл в учении Пророка - дали подобное объяснение. До этого, в течении почти двух веков, эта фраза принималась только буквально.. да и потом, лишь часть суннитов согласилась с толкованием суфистов....
devona

\"Именно им пренадлежит дословная трактовка данного высказывания\" - ИМ - это не терраристическим организациям, а Шиитам... =) как-то коряво вышло *(
devona

Отличная статья! Информативная и понятная очень. Девона, спасибо большое.
Сантана

Девона, огромная благодарность за столь доступное объяснение. А предмет в беспристрастном изложении действительно будет очень интересным.
Strialia

сорри за оффтоп: Девона, я че-то не поняла. Ты значит в академ, а я в виззе арбайтен? халяффщик!
Халет

Поздравляю с успешным дебютом, коллега) С удовольствием прочитал статью) Слов нет) Всё уже сказали выше) Всё очень верно, корректно, объективно.
Котенок Гав

хмм...знаете, скажу...когда читал, то в голове крутился образ, который меня всегда угнетает... тихое такое наставление на путь истеннннный, аж хочется зевать... возвращаясь к теме, то моё мнение такое, что предметы подомного плана НЕ должны появлятся в расписание вообще. хотите знать о мировых религиях больше? ищите сами. так как правильно было сказано автором, трудно быть объяктивным по отношению к предстовителям других религий... и вообще, такие темы, напрягают)))...давайте играть в весёлый Хогвартс, а не забивать себе мозги разной ерундой
VolkoV

Иноим, это неправда - что так было всегда. До первого крестового похода мусульмане и христиане вполне мирно уживались. Более того, копты и мусульмане Египта уже больше тысячи лет живут без столкновений. Наконец, таким острым реакциям сильно способствовало усиление информационных потоков в мире. Ну, опубликуй кто-то в Дании лет 200 назад картинки... Да мусульмане об этом просто бы не узнали. А если и узнали - то через полгода (условно). Сейчас другое. Девона, поправка про шиитов - не столько Али, сколько Фатиме и - далее - внукам Мухаммада. (Фатимиды-то откуда взялись?) Кстати, я согласен с Волковым - не нужны эти предметы вообще. У нас нет специалистов достаточного уровня.
Гелан

Говорят, что те, кто верит в бога живут дольше, тех, кто не верит.
Сосисочка

devona, насчёт обрезания я считаю, что, если это (то, что обрезают) есть, значит для чего-то оно нужно. Апендикс раньше тоже считали ненужным. Хотя не слишком подходящая тема для разговора...
Тандербёрд

Гелан, я заметил ;-) О поправке: "от муххамеда к его близкому другу и соратнику Али, а далее - к его потомкам" ;-) читать вминательно ;-))) Тандерберд - возможно.. но это банально уменьшает риск заболеваний =)))
devona

PS Фатимиды - отдельное направление ) так что... Мы смотрим немного поверхностно, ибо если передавать ВСЕ, как я сказал ранее -не хватит и семи лет...
devona