Гриффы





     "Крылатыми чудовищами"  называет  грифов  Геродот,  повествуя  об  их

постоянной войне с Аримаспами; почти столь же неопределенно говорит о  них

Плиний, упоминая о длинных ушах и изогнутом клюве этих "легендарных  птиц"

(X, 70). Пожалуй, самое подробное описание найдем у  предполагаемого  сэра

Джона Мандевиля в главе 85 его знаменитых "Путешествий":

     "Из этой страны (Турции) совершают путешествия в Бактрию,  где  живет

злобный и коварный народ, и в том краю есть деревья,  дающие  шерсть,  как

если бы они были овцами, и из нее делают ткани. Есть в этом краю "ипотаны"

(гиппопотамы), которые живут то на суше, то в воде, они  наполовину  люди,

наполовину  лошади  и  питаются  только  человечиной,  когда  удается   ее

раздобыть. Еще водится в том краю множество грифов, больше, чем  в  других

местах; одни говорят, что у них перед туловища орлиный, а зад  львиный,  и

это верно, они и впрямь так устроены; однако туловище грифа больше  восьми

львов, вместе взятых, и он сильнее сотни орлов.  Гриф,  разумеется,  может

поднять и унести в свое гнездо лошадь с всадником или пару волов, когда их

в одной упряжи выводят в поле, так как когти  на  его  лапах  огромные,  с

туловище вола, из когтей этих изготовляют чаши для питья, а из его ребер -

луки".

     Другой знаменитый путешественник. Марко Поло, слышал  на  Мадагаскаре

рассказы о птице "рок" и сперва думал, что речь идет о ucello  grifone,  о

птице грифе ("Milione", CLXVIII) [прозвание Марко Поло,  когда  он  достиг

богатства,  было  Messer  Milione].  В  средние   века   символика   грифа

противоречива. В одном итальянском  бестиарии  сказано,  что  он  означает

демона; обычно  же  он  -  эмблема  Христа,  так  и  трактует  его  Исидор

Севильский в своих "Этимологиях":  "Христос  есть  лев,  ибо  он  царит  и

обладает могуществом; он орел, ибо после воскресения возносится на небо".

     В XXIX  песне  "Чистилища"  Данте  грезится  триумфальная  колесница,

запряженная грифом; орлиная его часть золотая, львиная  -  белая  с  алым,

дабы,  согласно  комментаторам,  обозначить  человеческую  природу  Христа

[Стихи  эти  напоминают  описание  Жениха  в  "Песне  Песней"   (5:10-II):

"Возлюбленный мой бел и румян... голова его  -  чистое  золото"].  (Белое,

смешанное с красным, дает цвет плоти.)

     Другие полагают, что Данте тут хотел представить символ папы, который

одновременно  священнослужитель  и  царь.  Дидро  в  своей   "Христианской

иконографии" пишет: "Папа, как понтифик или орел,  возносится  к  престолу

Господа, дабы получать его приказания, и, как лев или  царь,  шествует  по

земле могущественно и властно".









ГАНИЭЛЬ, КАФЗИЭЛЬ, АЗРИЭЛЬ И АНИЭЛЬ



     Иезекиилю  в  Вавилоне  предстало  видение  -  четверо  животных  или

ангелов, "и у каждого четыре лица, и у каждого из  них  четыре  крыла",  и

"подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны... а с  левой

стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех".  Они  шли,

куда их вел дух, "каждое в ту сторону, которая пред лицом  его",  или  его

четырех лиц, возможно чудесным образом разрастаясь в четырех направлениях.

Четыре колеса, у которых ободья "высоки и  страшны",  шли  за  ангелами  и

"вокруг полны были глаз".

     Воспоминания об Иезекииле вдохновили святого Иоанна,  в  "Откровении"

которого, в главе IV, мы читаем:

     "И пред престолом море  стеклянное,  подобное  кристаллу;  и  посреди

престола и вокруг престола четыре животных,  исполненных  очей  спереди  и

сзади. И первое животное было подобно  льву,  и  второе  животное  подобно

тельцу, и третье животное имело лице, как человек,  и  четвертое  животное

подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело  по  шести  крыл

вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не  имеют  покоя,

взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель,  Который  был,  есть  и

грядет".

     В "Зогаре", или  "Книге  Сияния",  прибавлено,  что  четыре  животных

зовутся Ганиэль, Кафзиэль, Азриэль и Аниэль и что глядят они на Восток, на

Север, на Юг и на Запад.

     Стивенсон задавался вопросом: если такие чудеса есть на Небе, то чего

только  нет  в  Аду!  Из  приведенного  пассажа  "Апокалипсиса"  Честертон

почерпнул свою блестящую метафору ночи:  "чудовище,  состоящее  из  глаз".

Четвероликие ангелы "Книги Иезекииля" названы "гайот" ("живые  существа");

в "Сефер Ецира" они - десять чисел, которые  вместе  с  двадцатью  буквами

алфавита послужили для сотворения нашего мира; согласно  "Зогару",  ангелы

эти спустились с горних высот, увенчанные буквами.

     От четырех ликов "гайот"  евангелисты  позаимствовали  свои  символы:

Матфею достался ангел, иногда в виде бородатого мужчины; Марку - лев; Луке

- бык; Иоанну - орел. Святой  Иероним  в  своем  комментарии  к  Иезекиилю

попытался разумно обосновать эти атрибуты. Он говорит, что Матфею был  дан

ангел (человек), ибо он представил человеческую природу Спасителя; Марку -

лев, ибо он объявил о царском достоинстве  Христа;  Луке  -  бык,  эмблема

жертвенности, ибо он показал священническую  сущность  Христа;  Иоанну  же

орел - за возвышенный полет его веры.

     Немецкий  исследователь,  доктор  Рихард  Хеннинг,  ищет   отдаленный

источник этих эмблем в четырех знаках зодиака, отстоящих один  от  другого

на девяносто градусов. Что до льва и быка,  тут  нет  никаких  трудностей;

ангел отождествляется с Водолеем, у которого  облик  человека,  а  Иоаннов

орел - со  Скорпионом,  но  это  отвергают,  так  как  Скорпион  считается

предвестником зла. Никола де Вор в своем "Астрологическом  словаре"  также

выдвигает эту гипотезу,  замечая,  что  четыре  эти  фигуры  сочетаются  в

сфинксе, у которого может быть человеческая голова, туловище быка, когти и

хвост льва и крылья орла.









ГИППОГРИФ



     Желая обозначить невозможность или несообразность, Вергилий говорит о

попытке скрестить коня и грифа. Четырьмя столетиями позже его  комментатор

Сервий утверждает, что грифы - это  животные,  у  которых  передняя  часть

туловища орлиная, а задняя - львиная. Чтобы подкрепить  свое  утверждение,

он  прибавляет,  что  они  ненавидят  лошадей...  Со  временем   выражение

"jungentum iam grypes equis" ["скрещивать грифа с лошадьми" (лат.)]  стало

поговоркой; в начале XVI века Лудовико Ариосто  вспомнил  его  и  придумал

гиппогрифа. В грифе  древних  сожительствуют  орел  и  лев;  в  Ариостовом

гиппогрифе - лошадь и гриф, это чудовище,  или  вымысел,  второй  степени.

Пьетро Микелли замечает, что гиппогриф  более  гармоничное  созданье,  чем

крылатая лошадь.

     В  "Неистовом  Роланде"  дано  его  подробное  описание,  словно   бы

предназначенное для некой фантастической зоологии:



                  Не призрачный под магом конь - кобылой

                  На свет рожден, отцом его был гриф;

                  В отца он птицей был ширококрылой, -

                  В отца весь спереди; как тот, ретив;

                  Все остальное, как у матки, было,

                  И назывался конь тот - гиппогриф.

                  Рифейских гор пределы славны ими,

                  Далеко за морями ледяными



     Первое упоминание этого странного животного обманчиво  случайное:  "У

Роны рыцаря увидел я, который остановил крылатого коня".

     В других октавах описаны изумление и страх при  виде  летящего  коня.

Вот знаменитая октава:





                        [Глядит, - хозяйская семья в мгновенье

                        Сбежавшись, - кто в дверях, кто у окна, -

                        Как будто на комету иль затменье,

                        Взирает на небо, поражена.

                        И видит дева чудное явленье,

                        И верит лишь с трудом глазам она:

                        Конь, видит, в воздухе летит крылатый;

                        Им правит всадник, облаченный в латы.]



     Астольфо, в одной  из  последних  песен,  расседлывает  гиппогрифа  и

отпускает его на волю.



ripli11