Выпуск 21 от 21-Nov-11
Выпуск 20 от 24-Oct-11
Выпуск 19 от 30-Sep-11
Выпуск 18 от 16-Sep-11
Выпуск 17 от 02-Sep-11
Выпуск 16 от 05-Aug-11
Выпуск 15 от 25-Jun-11
Выпуск 14 от 11-Jun-11
Выпуск 13 от 27-May-11
Выпуск 12 от 06-May-11
Выпуск 11 от 15-Apr-11
Выпуск 10 от 09-Apr-11
Выпуск 09 от 25-Mar-11
Выпуск 08 от 12-Mar-11
Выпуск 07 от 05-Mar-11
Выпуск 06 от 25-Feb-11
Выпуск 05 от 19-Feb-11
Выпуск 04 от 12-Feb-11
Выпуск 03 от 28-Jan-11
Выпуск 02 от 21-Jan-11
Выпуск 01 от 14-Jan-11

Наш хостинг Rambler's Top100
Rambler's Top100


 

Размышления

Психология "тех" и "этих". Заметки динозавра

Поговорим сегодня о… психологии. Тадана, если что, поправит.
Итак, дипломник явился в Рощу. Его состояние можно охарактеризовать несколькими пунктами.

Во-первых, он только что прошел весьма болезненное состояние "все закончилось, я больше никому не нужен". Причем он находился в нем один-два семестра. И вот – все. Он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО больше никому не нужен. В связи с чем обычной реакцией является попытка любой ценой найти себя на своем старом факультете.

Во-вторых, он осознает, что с ним в Роще собралось энное количество людей, каждый из которых прошел школу флуда, развлечений, битья подушками, поедания виртуальных тортиков и т.п. То есть людей, которые легко поддержат подобную игру. Обычная реакция дипломника – можно пошалить.

В-третьих, у него есть значительное чувство облегчения ("больше не надо делать домашки") и твердая убежденность, что диплом он "быстренько напишет", тем более, что домашки-то делать действительно больше не надо. Только, конечно же, надо отдохнуть после 7 семестров Хога. При этом, разумеется, совсем не учитывается, что подавляющее большинство учеников прекращают учиться после 3-4 курса и к этому моменту уже 2-3 курса как "отдыхают". Но "отдохнуть месяц-другой" – это святое.
Тут кроется огромная опасность. Реал, где проблем за два года точно накопилось много, потянет к себе. Появятся новые увлечения. Плюс преподавание в Хоге… Одним словом, времени не будет. И, самое главное, не будет желания. НИКАКОГО. Поэтому СОВЕТ ГЛАВНЫЙ: не тяните. Не делайте себе этот период отдыха. Начинайте писать диплом на 5 курсе. На 4-м. Да хоть на 1-м сразу! Если вы напишете диплом на 1-м курсе, отложите его в сторону - защитить успеете. Иначе вы попросту пополните армию ленивцев. Это вам так кажется, что диплом ваш по очень-очень интересной теме, которую вы уже начали и написали первые десять страниц, и вы напишете его быстро.
Стоит сделать перерыв, и снова взяться за диплом будет очень тяжело.

В-четвертых, уроки. Вот тут остановимся подробнее.
Предположим, дипломник сделал уроки и их взяли на преподавание.
Сразу возникает противоречие. С одной стороны, помните? Он хочет пошалить напоследок. С другой - должен себя вести "как преподаватель". С третьей - он и вовсе жаждет почестей от своего факультета, ведь он его закончил!!! И начинаются сплошные неудачи. На урок никто не хочет ходить, шалости почему-то по-прежнему не ценятся администрацией, а факультет упорно не хочет считать своего дипломника источником ценной информации о жизни в Хоге и предпочитает набивать свои шишки. К тому же дипломник тащит старое "ученическое" восприятие учительской, как исключительно враждебной для него среды, в силу чего сразу забивается в угол и молчит.
Начнем с первого. Почему на уроки часто не ходят те, кого вы ждете? Ваши знакомые, друзья, кто вроде бы должен понять, что вы содрогаетесь от ужаса, предъявив впервые ваши лекции, и поддержать вас. Ан нет, они-то и не смотрят в вашу сторону. Наверное, все плохо. Наверное, неинтересно. И – самое горькое – у вас факультатив, который никто не хочет делать, поскольку это не дает баллы в зачет.
Что же происходит на самом деле? Дело в том, что в то время, когда вы мучительно переживаете переход в новую роль и смену "шкурки", те же самые друзья обнаружили, что "свой в доску" стал вдруг ПРЕПОДОМ, т.е. оказался по другую сторону баррикад. И они точно так же еще должны привыкнуть к вашему новому статусу. Что же теперь в вашем присутствии нельзя похулиганить? А как при вас списывать? А как… и еще тысяча вопросов.
И, самое главное. Представьте, как бы вам самим было невероятно стыдно получить низкий балл не у того, кто "где-то там, на небе", а у своего бывшего друга. Что он про вас подумает? Что вы тупой, ленивый, не хотите у него домашку делать и т.п.? Вот и решает ваш друг не делать вам уроки. Причем, самое-то смешное, что, если он будет делать домашку, он действительно рискует напороться на обиду "он плохо мне делает". Особенно, если учесть, что у молодого преподавателя почти всегда завышены критерии домашних работ, а передавать ученикам мысль, что же именно он от них хочет, он еще не научился.
И это – источник не одного и не одного десятка локальных обид в Хоге.

Учтите, что статус ПРЕПОДАВАТЕЛЯ автоматически сменит отношение к вам. Тут ничего не поделать. Преподы будут смотреть на вас, как на своего, а студенты - как на чужого. Но, в любом случае, и вам, и им нужно еще привыкнуть к новому положению вещей.
Кстати, о пребывании на родном факультете. Представьте, вы – в старших классах средней школы. Ну, пусть стоите на переменке, обсуждаете свои дела. Подходит молодая учительница и пытается разговаривать с вами о ваших же делах. Дискотеках, мальчиках, обсуждать других преподов, уроки… Подозреваю, что выглядеть это будет дико. Да и компании учеников будет совсем неудобно. Чего же вы сами хотите от ваших бывших софакультетников? Ведь теперь к ним в гостиную приходит ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, а не бывший префект-друг-знакомый-приятель. Вы уже как бы подслушиваете чужие разговоры. При вас нельзя обсудить урок. Или еще что. Вы формализуете и напрягаете обстановку. Нет, я не призываю вас уйти навсегда. Редкие появления будут очень уместны и обрадуют всех. Но – редкие. Постоянное сидение сродни попыткам некоторых родителей везде ходить со своими детьми или их же присутствие на праздновании дня рождения, например, в компании ваших сверстников. Неудобно. А вам будет обидно.

Кстати, помните, что на ВАШ ПРЕДМЕТ придут те, кому он интересен. Так что пройдет совсем немного времени, и вы можете забыть о том, что ваши знакомые думают о вас так-то и так-то. К вам придут совсем неизвестные вам люди. Они будут выбирать ПРЕДМЕТ, а не ВАС, они вас-то еще не знают. Они и знать ничего не будут о ваших комплексах, неуверенности, истории появления предмета, оценках, которые вы получали на первом курсе, и что декан сказал вам, что у вас порвана форма, на втором. Это все останется ТОЛЬКО ВАМ. А ученики будут видеть перед собой учителя, который ведет заинтересовавший их предмет.
И у вас есть такой прекрасный шанс начать свою жизнь заново, с чистого листа! Ведь новый человек ничего о вас не знает! Создайте у него новое мнение о себе, и, глядишь, через год-два, вы и сами изменитесь.

Напоследок я хочу упомянуть вот еще о чем.
Часто молодые преподаватели ударяются в две крайности.
Первая: попытка быть "своим в доску". Такие преподаватели начинают копировать разговоры в учительской, передавать всем "тайные сведения", ставить "своим" оценки повыше или попросту подсказывать, как выполнить работу.
Возможно, у вас появится иллюзия, что вы свой. Но это всего лишь иллюзия и очень опасная. Дело в том, что фактически некто вышестоящий пытается подладиться под нижестоящих. Это означает, что этот "высший" – слаб и труслив. И подсознательно вас начнут воспринимать именно таким образом. Несерьезно. С пренебрежением.
К тому же вы окажетесь "чужим" в компании преподавателей, что для вас вдвойне плохо. Плохо, потому что вы сами преподаватель, и плохо, потому что вы не получите обмена опытом и ответа на свои вопросы, которые обязательно возникнут.
Вторая крайность: попытка показать всем, что вы теперь преподаватель, и вот так вот "несерьезно" вас больше воспринимать нельзя. В результате, такой преподаватель начинает очень строго ставить оценки, "зарезать" отличников и т.п.
Что можно сказать? Помните, что задача преподавателя - не показать "всю строгость закона", а НАУЧИТЬ своему предмету. Ну, вспомните себя. Вы бы стали учиться на уроке, где а) непонятно, как получить высшую оценку, б) никогда не объясняют, в чем же ваша ошибка, в) никогда не поощряют даже за заведомо превосходную работу, г) ставят оценки, снижающие общий средний балл, при этом опять-таки непонятно за что? Нет, большинство из вас "забило" бы на этот предмет навсегда.
Так что же вы творите, когда становитесь преподавателями? Вы быстро отбиваете желание изучать ваш предмет. Или, во всяком случае, изучать его у вас.
И не забывайте, что большинство хоговчан в реале люди взрослые. Т.е. прошедшие среднюю школу, а иногда и ВУЗ. Они прекрасно ВИДЯТ, что с вами происходит и что вы творите. Они, скорее всего, смеются над подобной попыткой возвеличить себя чрезмерной строгостью.
Кстати, в связи с этим помните, что ВСЕГДА может найтись любитель или даже профессионал, знающий предмет лучше вас. Поэтому не торопитесь доставать саблю и сносить голову такому ученику. Будьте ему благодарны, что он согласен вам домашки делать и корректировать ошибки.

Но, вернемся к вопросу о поведении преподавателя.
Что же делать? Как всегда, искать золотую середину. Не панибратствуйте с учениками, но и обратного тоже не позволяйте. Не жалейте высших оценок, но и не забывайте про низкие, ибо если вы их пропустите, вы позволите не уважать ваш предмет. Пользуйтесь здравым смыслом и почаще вспоминайте себя в роли ученика.
На этом конец второй части, окончание следует ))).

Элена Элк

Специальный корреспондент


Комментарии читателей

спасибо за статью. есть над чем подумать... будет над чем подумать!
ИскРа

Очень интересная статья.

Астролябия

Отличная статья!!
Метелка

Какая статья и как вовремя!
Спасибо!
Bubble

Да, переходная стадия иногда проходит очень нервно, особенно у преподавателей, совсем "новорожденных из студентов" . Потому и дается факультатив - чтобы "дозрели".
Алгебра.

Замечательная статья))
Спасибо большое)
*решила взяться за диплом*))
Санни

Спасибо!
Всё списано с реальной жизни, от которой никуда не деться и в Хоге. Впрочем, ведь все мы - и маги, и магглы - всего лишь люди.
Статья показывает разбросанные грабли и советует не наступать на них для проверки: "Это ведь лишь их - других - грабли бьют больно. А я - НЕ такой". Граблям без разницы, кто на них наступил.
Поём славу тем, кто вовремя расставил возле грабель сигналы опасности и тревоги.
Дарк Богачек

Уж извините, но с первым и четрвертым пунктами категорически не соглашусь.

Первый и пояснять не хочу - тут, конечно, все индивидуально, но говорить, что большинство чувствует себя потерянными - слишком самонадеянно.

По поводу четвертого пункта. Дипломник, ставший преподавателем, зачастую преподаватель в четко определенных границах. А именно - в пространстве домашки и в рамках консультационного форума. Да, когда студент пишет домку или задает вопрос на форуме - он обращается к преподавателю. Но в неформальной обстановке(в чатах, в форумных флудилках) ничего не меняется. Вчерашний студент остается собой - товарищем, который еще трим назад хоть и учился на пару курсов старше тебя, но с которым всегда можно было весело поболтать в гостинке или аське и вести себя максимально непринужденно. Естественно, я это говорю с позиции студента.
Гретнесс

"Представьте, вы – в старших классах средней школы. Ну, пусть стоите на переменке, обсуждаете свои дела. Подходит молодая учительница и пытается разговаривать с вами о ваших же делах. Дискотеках, мальчиках, обсуждать других преподов, уроки… Подозреваю, что выглядеть это будет дико. Да и компании учеников будет совсем неудобно. Чего же вы сами хотите от ваших бывших софакультетников? Ведь теперь к ним в гостиную приходит ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, а не бывший префект-друг-знакомый-приятель. Вы уже как бы подслушиваете чужие разговоры. При вас нельзя обсудить урок. Или еще что. Вы формализуете и напрягаете обстановку."


Бред от начала и до конца.
Гретнесс

Узнала себя в пункте про диплом, да)
Хорошая статья, спасибо)
Серди

Я считаю, что отношение учеников - бывших софакультетников не меняется к преподавателю-бывшему дипломнику. Зная просто на своем опыте - нисколько не изменила свое отношение к той же Рэбэль. Хотя не знаю, как с остальными... Во время моего пребывания в Хоге только она на моих глазах стала преподавателем.
Мне кажется, что если ты общался с человеком достаточно близко (не раз в трим там видел его в гостинке), то ваши взаимоотношения не смогут измениться. Конечно, начинается уважение в плане определенных слов в работе, в КЦ, но если преподаватель приходит в гостиную факультета, то неформальное общение вновь устанавливается. Поэтмоу в этом плане я полностью согласна с Гретнесс.
Rokka

Опять смешали Хог и реал)))
Вы так усиленно давите на понятия "другая сторона баррикад", "те и эти", что многие кто даже так не думают будут именно в таком ключе видеть всех преподавателей. В общем всю ситуацию "вас видят другими глазами" создаете именно Вы)))
Хорошая статья с попыткой к созданию картинки правды. Но видно, что это картинку рисует преподаватель. Причем не только хоговский.
Эва

Хорошая статья) Актуально и интересно.

По поводу отношения к преподавателям-дипломникам) Тут творятся странные вещи (во всяком случае со мной). То есть и правда, относишься к человеку вроде бы также, но уже начинаешь себя контролировать, подсознательно, чтоб не болтнуть ничего лишнего)) Это так)
Титания

Гретнесс, судя по Вашей эмоциональности, все обстоит не совсем так, как Вы говорите.

Эва, смешать Хог и реал невозможно, ибо они неразделимы. Я не отрицаю своей принадлежности к армии преподавателей, как реальных, так и виртуальных, я НЕ ПРИЗЫВАЮ следовать моим словам. Я просто пишу мемуары и делюсь СВОИМИ наблюдениями. Причем такими, которых у Вас еще попросту нет. Не нравится - не ешьте.

Кстати, Рокка, Рэбэль, насколько мне известно, как раз считает несколько иначе (нет, не про Вас конкретно, а про отношение к ней со стороны факультета).
Элена Элк

Элен, с позиции дипломника я тогда правда переживала.
С позиции преподователя сейчас радуюсь, что отношение изменилось (Рокка, оно меняется, действительно).
Так что не считаю, что тут есть проблема для юных преподователей. Общаться по аськам на уровне "приятель-приятель" никто не запрещает. А на форуме кидаться подушками второкурснику с преподавателем - ну совсем незачем.

А статья двоякая. В любом случае, каждый из неё что-то, да вынесет для себя.
Рэбэль

Как хорошо звучит: "с позиции дипломника, я ТОГДА"... Рэбэль, я что-то пропустила, и ты уже защитилась?! )))))))))

Элена Элк

Элена, неа, к моему статусу дипломника добавилась приписочка "преподователь". Через дефис. ) И не могу смотреть на всю эту вкуснятину только с пальмы. Я с балкончика смотрю ))))
Рэбэль

По-моему, статья с вполне логичными, четко выстроенными мемуарами и наблюдениями. Сама честенько контролирую себя при общении с другими хоговчанами, чтобы "не выдать лишней информации", даром, что пока еще не преподаю;) На всякий случай перестраховываюсь;)
Элена, спасибо за хороший материал - пища для размышлений!:)
Ланга

*частенько
Ланга


Оставьте свой комментарий

Ваше имя:

Введите число, которое видите:
   40840