Выпуск 21 от 21-Nov-11
Выпуск 20 от 24-Oct-11
Выпуск 19 от 30-Sep-11
Выпуск 18 от 16-Sep-11
Выпуск 17 от 02-Sep-11
Выпуск 16 от 05-Aug-11
Выпуск 15 от 25-Jun-11
Выпуск 14 от 11-Jun-11
Выпуск 13 от 27-May-11
Выпуск 12 от 06-May-11
Выпуск 11 от 15-Apr-11
Выпуск 10 от 09-Apr-11
Выпуск 09 от 25-Mar-11
Выпуск 08 от 12-Mar-11
Выпуск 07 от 05-Mar-11
Выпуск 06 от 25-Feb-11
Выпуск 05 от 19-Feb-11
Выпуск 04 от 12-Feb-11
Выпуск 03 от 28-Jan-11
Выпуск 02 от 21-Jan-11
Выпуск 01 от 14-Jan-11

Наш хостинг Rambler's Top100
Rambler's Top100


 

Размышления

Хогвартс Сирируса глазами (бывшего) первокурсника (часть 2)

начало тут

Часть вторая "Подводные рифы учебного процесса"

Обозначив в предыдущей статье погоню за Кубком, как движущую силу Хогвартса Сириуса, я хочу остановиться на учебном процессе. Ведь именно он даёт основную часть баллов, проставляемых в Журнале. И опять фиксирую внимание, что это частный взгляд. Причём, ученика. Он не может совпадать и даже вмещать в себя взгляд преподавателя, через которого проходит сотни домашних работ. В какой-то мере, это взгляд индивидуалиста, для которого существуют лишь его сданные лекции и связанные с ними проблемы. Всё остальное, по определению, неважно и несущественно =)

1. Материал.

"Они остановились у планетария и решили зайти. Там была интересная лекция об устройстве вселенной. Когда лекция кончилась, они вышли на улицу, твёрдо убеждённые в том, что вселенная устроена очень хорошо".
(с) Б. Ласкин "Однажды весной"


Подача лекций очень изящна. Если бы там были строчки из учебника или выдранные страницы научно-популярной литературы, то о материале даже не стоило бы затевать разговор. Нет, в Хогвартсе Сириуса всё наоборот. Здесь идёт не копирование из источников, но компиляция в виде пересказа. Причём, живым звучным языком.
Вот главное достоинство здешних лекций! Они не тяжеловесны, они легки. Те, кто сразу кидается к пунктам домашнего задания, многое теряет. А таких "учеников" немало. Иначе преподавателям не пришлось бы прятать вопросы домашнего задания в тексте лекции.
Лекции очень разные по сложности. В принципе, это хорошо. Потому что в начале триместра я ещё полон сил и готов вгрызаться в любой твёрдый орешек. К концу третьего месяца желание несколько притупляется, и вот тогда обнаружить лекцию с простыми вопросами домашнего задания - настоящий подарок. Осталось набраться мужества, прочитать все лекции в кабинете и распределить, какие стоит исследовать вначале, а какие проще сдать к последнему дню, когда идёт откровенная гонка за баллами.
Но вот тут мы налетаем на первый подводный камень. Манера изложения домашнего ответа, поощряемая одним преподавателем, может вызвать неприятное удивление и отторжение для ведущего другой курс. Поэтому, прежде чем применять в ответе изыски прямой речи и специфический юмор, советую сначала написать несколько пробных предложений в желаемом вами стиле для одного из пунктов домашнего задания и проверить реакцию преподавателя. Это избавит от неприятных ситуаций, когда домашняя работа, за которую твёрдо верилось получить двенадцать, будет оценена даже не десяточкой, а шестёркой. Придумывая ответы в своём стиле, я заранее извинялся перед преподавателем, если не был уверен, что это приемлемо для него, и предлагал в случае недовольства переписать работу официальным языком.

2. Неправильные ответы.

"Отрицательный результат - тоже результат"

Мне часто вспоминаются строчки из четвёртой лекции для ПО:
-----------------------------------------------------------------------------------
Допустим, вопрос звучит так: "Кто, по вашему мнению, ходит в гости по утрам?"
Вообще можно написать "Винни Пух" и получить 0 баллов с комментарием "Маггл в Школе!"
-----------------------------------------------------------------------------------
Они вспоминаются, когда я читаю в письме с оценкой нечто подобное: "Седьмой вопрос неправильно". Да, тогда я и думаю: "Маггл в Школе! Да ещё и на должности преподавателя!" Странно, неужели в нескольких словах нельзя изложить, в чём именно я оказался неправ? Показать, что от меня ждали вот это, а я ушёл в другую сторону. Почему надо бояться давать мне верный ответ? Наверное, чтобы я тут же не бросился в Гостиную и не рассказал всем-всем-всем, как надо правильно отвечать! Но ведь, не получив правильный ответ, я остаюсь жить с ответом неправильным! Более того, если я привёл доказательство, то простое полученное "неправильно" вовсе не опровергает мои убеждения там, глубоко во внутреннем мире. Мало ли что неправильно! А вдруг моё доказательство просто прочитали невнимательно и не приняли к сведению? Поэтому я благодарен тем преподавателям, которые разъясняли мне мои ошибки. Ведь именно в таком случае мои глаза открывались! Причём я заметил интересный факт, что знания, полученные в результате исправления ошибки, запоминались крепче. А ведь я пришёл сюда именно за знаниями.

3. Неожиданные последствия.

"Ниже мы покажем, что прагматическая неоднозначность может служить причиной неоднозначности синтаксического анализа"

Неоднозначность - вот проблема, которая портит мне настроение очень часто. Потому что я раз от раза теряю баллы на неоднозначном понимании вопроса в домашнем задании. Оказывается, в некоторых дисциплинах к написанному вопросу надо плюсовать то, что как бы подразумевается преподавателем на лекции. Привыкнув к чётким постановкам задач, встречающихся в реальной жизни, мне трудно вникать в подразумеваемое, но не входящее в текст вопроса. Я-то думал, что это поиск сопутствующей информации! Ан нет, это чёткая привязка к тексту лекции, пусть даже не оговоренная вопросом. Хотя, признаюсь, в некоторых случаях вина исключительно моя. Под конец триместра внимательность падает ниже среднего. Глаза при чтении вопроса часто теряют одно-два слова, и я начинаю отвечать на совершенно другой вопрос. Каково же удивление преподавателей, когда они видят развёрнутый рассказ, который с их вопросом не соприкасается.
Поэтому я благодарен тем преподавателям, которые возвращали мне лекцию, как несданную, предоставляя шанс вернуться на развилку и отправиться правильной дорогой. Они словно чувствовали, что я могу написать хороший ответ. Что уход в сторону случился не из-за лени и желания поскорее спихнуть задание по данной лекции и перейти к следующей. Тут сложность такая, что возврат работы с отрицательным комментарием надо воспринимать не как оскорбление, а как подарок судьбы. Я прокололся, но, словно в компьютерной игре, мне дали возможность "перезапуститься" с ключевой точки и пройти этап красиво.
Наверное, для постороннего взгляда такой подход покажется несправедливым. Прокололся - получай низкий балл. Но мне кажется, тут сильно зависит от преподавателя. Если он не верит в возможность лучшего написания работы, то низкий балл - это заслуженная награда и указатель на дверь с табличкой "Пересдача". Если же он видит потенциал, который по определённым причинам не раскрылся, то лучше дать возможность не пересдачи, а переработки.
Сразу скажу, если мне такой шанс давали, то я включался по максимуму и отвечал так, чтобы ответ был не только правильным, но и интересным для чтения.

4. Составление вопросов.

"И бормочет Ответчик вопросы сам себе, верные вопросы, которые никто не может понять.
И как их понять?
Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать бОльшую часть ответа".
(с) Роберт Шекли "Верный вопрос"


Иногда трудно транслировать постановку задачи в нечто удобоваримое и для меня, и для преподавателя. Если написано "Найти информацию о...", я счастливо плюсую компоновки сведений, набранных из Интернета, в ответ и успокаиваюсь. Сказали найти, я и нашёл. А потом получаю низкую оценку со словами "Списано с такого-то адреса!" и недоумеваю: "А что не так?"
Наверное, лично мне было бы легче получать задачу в виде "Расскажите о... на основе информации, найденной в сети и прочих источниках". Конечно, преподаватели, тепло относящиеся к постановке "Найти!", ткнут меня пальцем в лекцию для ПО, где говорится о том, как надо перерабатывать выкачанные из сети сведения. Но ведь живём-то сегодня, а не в далёком дне, когда мозг ещё помнил содержание той вводной лекции (и кому, как самим преподавателям, этого не знать?).
Ещё большим шагом, предполагающим обсуждение, а не шаблонный ответ, было бы "Что вы думаете о...". Конечно, мне скажут, да любому ясно, что вопрос, начинающийся с "Расскажите о...", предполагает ответ именно в этом ключе. Но почему тогда не отразить это в тексте самого вопроса, чтобы такие недогадливые ученики, как я, ухватили это самое призрачное "подразумевается".
Кто ответит мне, почему это так, а не иначе? Как ни странно, сам Хогвартс рекомендациями к составлению лекций для разных курсов. Переводя на язык моих понятий, чем старше курс, тем меньше "Найти" и тем больше "Что вы думаете о...". Вроде всё правильно, но не оставляет мысль, что я бы обрадовался, предложи мне в вопросах ВЫБОР между "Найти" и "Что вы думаете о...". Ведь это УЖЕ используется в ряде лекций. И это работает! Иногда мне интересны ВСЕ варианты, и я отвечаю на полный комплект представленных вариантов вопроса. Но в таком случае я теперь указываю ТОТ ВАРИАНТ, за который надлежит ставить баллы. Иначе уже преподавателю придётся поломать голову над выбором. Ведь, на один вариант я могу ответить блестяще, а второй будет заполнен казусами и ошибками.

5. Неравнодушие.

"Да разве сердце позабудет того, кто хочет нам добра,
Того, кто нас выводит в люди, кто провожает в мастера"


Что меня очень удивило, так это встреченное неравнодушие преподавателей к ученику. Живущим в Хогвартсе не первый год его правила понятны и просты, потому что неоднократно проверены на себе. Грабли, на которые наступали во времена первых курсов, давно забыты, и люди становятся "экспертами", которые на любой просчёт новичка удивлённо хлопают глазами "А разве это не очевидно?!!!"
Для меня многое было неочевидно.
Например, процесс сдачи докладов. Я пообещал доклады профессору Shaf по её дисциплинам "Магия Созвездий" и "Изучение магических предметов". Быстренько написав по докладу для каждой дисциплины, я с нетерпением стал ожидать проставления оценок, чтобы после этого писать вторые и третьи доклады. А оценок нет. Неделю нет. Две недели нет. Близится конец семестра, но вместо оценок Личное Дело мне по-прежнему предъявляет лишь банальное "-". Что случилось?
"Ну, ладно, - думаю, - конец семестра. Нагрузка по проверке работ заметно возросла. Значит, не до моих работ. Ничего, напишем в следующем семестре". И я бы потерял массу баллов и не стал бы лучшим первокурсником, если бы профессор Shaf вместе с нашим префектом Радославом не обеспокоились: "Человек обещал доклады, а не пишет!" Они разыскали меня и...
И оказалось, что у нас совершенно разные картины мира. Я искренне и свято верил, что имею право написать СЛЕДУЮЩИЙ доклад только после проверки ПРЕДЫДУЩЕГО. Казалось бы, с чего в мою голову могла забраться и утвердиться такая странная мысль? А вот забралась, и я жил по этому правилу, не прописанному ни в одном параграфе. К счастью, нам удалось быстренько привести картины мира в одну общую, и я успел написать доклады.
А ведь могли не побеспокоиться и не спросить!
В конце концов, Радослав - не нянька, чтобы бегать за каждым студентом. А профессор Shaf могла применить стандартную позицию "Вас много, а я одна!" Нет, они вывели меня на финишную прямую именно неравнодушием.
Но ведь это была не подсказка, не буксир и не вытягивание ленивца на перевод. Быть может, это случилось, потому что они ВИДЕЛИ моё желание учиться. Причём, учиться в стиле, который был интересен ИМ. И я не забуду того, что они проявили неравнодушие такого вот порядка.
Честно скажу, лично мне такому подходу ещё учиться и учиться. Я продолжаю жить по гнилому принципу, что если человек исчез, значит, ему стало неинтересно и можно его не разыскивать. Захочет, появится сам.
Но что-то внутри меня уже немного сдвинулось. Стану ли я лучше, внимательнее, неравнодушнее? Не буду давать обязательств, но скажу, что пример для подражания мне показали хороший. Даже не пример, а принципы жизни, которым хочется следовать.

6. Ограничения по дате сдачи домашних работ.

"Сказка о потерянном времени"

Это печальный взгляд в моё будущее. Первокурсников даты не цепляют. 98% работ, выставленных в расписании, не имеют сроков сдачи. Но если взглянуть в расписание курсов постарше, то мы можем убедиться, что словосочетание "Без срока" встречается всё реже и реже.
Здесь я вижу и достоинства, и недостатки. С одной стороны, мы видим, как упорядочивается учебный процесс, раскладываясь по полочкам дат. Для реальной школы это идеальный подход. Нас, видимо, и учат такой вот дискретности, чтобы мы все три месяца равномерно и планомерно шли к поставленной цели - сдать все лекции по интересующим нас предметам. Не оставлять всё на последние три дня, когда то, что могло быть написано красиво и неординарно, превращается в скороспешные ответы по шаблону. Это очень важно: успеть поскрипеть мозгами, переварив информацию, проработав её и выразив в форме, которая привлекает даже самый придирчивый взор. Ведь конец семестра - это гонка за баллами. "Успеть, успеть, успеть", - звенит в сознании, и время, которое раньше тратилось на тщательное изготовление одной домашней работы, теперь перераспределяется на три или четыре. Массовость возрастает, красота падает.
А тут такая великолепная возможность: сдавать домашки упорядоченно.
Но...
Как всегда есть одно "но". Если я пропадаю на полтора месяца в реале, там, где нет Интернета (да, да, бывают такие места!), получается, что я теряю возможность сдать целый пласт домашних работ, выставленных за время моего отсутствия.
Такого ещё не случилось, но я уже предчувствую, как мне будет обидно.
Поэтому закончу статью вопросом: "А есть ли способ отработки пропущенных лекций, чтобы потом не сдавать лишь обрывки и окончания от интересного курса?"

Дарк Богачек

Корреспондент


Комментарии читателей

очень толковая статья! Думаю, многим студентам (и преподавателям:)) будет полезна
ИскРа

Знаешь, Дарк, не верится, что человек, написавший столько домашек и ставший лучшим по курсу, встретил столько проблем, ЗАпомнил их и объяснил так, что стало очень понятно. Поэтому, моё тебе уважение.

Custodian

Браво! Очень познавательно, и совершенно верно отражает существующую картину.)
Тайни

Дарк Богачек, на седьмом курсе некоторые преподаватели могут поставить в расписание любую лекцию, по запросу семикурсника.
Например профессор Чжоули практикует такой метод.
Элара

Спасибо, Элара. Что ж, если пропущу какой-то интересный предмет, то попрошу, чтобы его выставили, когда я буду на седьмом курсе. Это правило я тоже НЕ знал. Более того, я бы и НЕ догадался, что оно существует.
Дарк Богачек

Дарк Богачек, а это не правило) Это добрая воля преподавателей, о чем и написано в их кабинетах в КЦ)))
И не все можно прочитать/записать в правила. Иногда о чем-то написано на форуме, о чем то итак все знают) А что-то просто предполагает здравый смысл))

Элара

А кто ходит в гости по утрам-то? Я бы тоже ответила "Винни-Пух" или "мудрец" - коли поступает мудро...

Спасибо, Дарк :)
Алгебра, Декан Гриффиндора.

сроки выставлены как для вас - чтобы вы не делали все в последний день, так и для нас.)) По собственному опыту скажу - проверять двадцать-тридцать-сорок домашек, присланных в последний день - это ужасно :)
А по поводу пропущенных лекций... вот знаете - пятый год в проекте, не помню такого, чтобы кто-то хоть раз просил отработать пропущенное. Но если обратятся ко мне с таким вопросом - думаю, мы что-нибудь придумаем.))

Статья очень хорошая, спасибо -)
Тадана


Оставьте свой комментарий

Ваше имя:

Введите число, которое видите:
   98377