«Куда движется рука, туда должен следовать и взгляд,
Куда движется взгляд, туда должен следовать и разум», - так гласит древнее правило танца самой загадочной страны — Индии. Все индийские танцы построены на передаче девяти основных эмоций: счастья, гнева, отвращения, страха, печали, отваги, сострадания, удивления и умиротворения. Еще в древности сложился танцевальный язык жестов танцора — мудра, который насчитывает 37 положений кисти рук, 13 – головы, 9 — шеи, 10 — тела и 36 – глаз.
Порой нам не хватает сказать слов, чтобы выразить свои чувства, мы просто не знаем таких слов. В Индии уже давно нашли решение этой проблемы. Люди этой загадочной страны научись выражать свои чувства жестами, и не просто жестами - они их превратили в танец. Для непосвященного это просто красивый танец, но для человека знающего – это послание. В Индии каждый человек с детства знаком с этим видом «речи». В повседневной жизни они часто пользуются им. Они получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.
Исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный "язык жестов" имеет в своем "словаре" более 500 символов-понятий. В зависимости от чередований и комбинаций их, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по отношению к телу танцовщик может передать любое содержание.
Со сцены не слышны слова, но зрители прекрасно понимают, что говорит им выступающий. Танцоры не просто показывают жесты что-то означающие, они складывают их в целые предложения, а из нескольких предложений получается текст. Все чувства человека показаны в танце. Индийский танцовщик, благодаря мудра, обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.
Искусство индийского танца включает в себя музыку, поэзию, драматическое искусство и пантомиму. Оно связано с живописью, скульптурой и архитектурой. Все могут понимать «речь» танца, но обладают ею только профессионалы. Для того, чтобы научиться, нужны многие годы усердных тренировок. Танцоров почитали и уважали в индийском обществе. Вплоть до начала ХХ века танец являлся составной частью храмовых обрядов, но постепенно он утрачивал свое ритуальное значение и приобрёл придворный, светский характер. За религиозной символикой в танце просматриваются и реальные сюжеты из жизни, природы, человеческие чувства (а куда без них?)
Главным атрибутом к танцу является костюм актера, точнее актрисы, ведь в основном женщины исполняют эти танцы, и в основном на нее смотрят во время танца. Эффективные костюмы с огромным количеством украшений. Обязательным является шёлковое сари, украшенное традиционным узором, который вышит золотой нитью. Оно не только красиво, но и удобно, в нем можно исполнять любые движения. На руках танцовщицы – золотые браслеты и цепочки, в волосы вплетены золотые заколки и цветы, голову охватывает изящный обруч, на груди – ожерелье с подвеской, на ногах браслеты и колокольчики. Кстати, раньше танцовщица обматывала вокруг тела около шести метров тяжелой материи!
Движения танцовщицы, ее костюм сливаются воедино, для того, чтобы добиться максимально выразительного и эмоционально насыщенного показа событий, образа. Все это сопровождается красивой музыкой. Каждое движение отточено до идеала.
В настоящее время в Индии существует множество разновидностей классического танца, но в целом все они имеют сходные черты. Это удивительное по красоте зрелище. Оно доставляет зрителям массу удовольствия и наслаждения
Комментарии читателей
Да.. видео-иллюстраций не хватает )))) Интересная статья.
Йен
Все говорят о количестве мудр и редкие исключения, коими вы не являетесь - о их значении.
Марго