Выпуск 21 от 21-Nov-11

Наш хостинг Rambler's Top100
Rambler's Top100

Исследования магомира

Карелия глазами хаффика - как сказка, как чудо, как песня

Меж сосен высоких камни лежат,
А меж тех камней водопады шумят.
Встречает Карелия свежим дождём,
Болотным дыханьем бескрайних лесов.

Что может лучше всего избавить вас от депрессии… Чай с лимоном, беседа с подругой, хороший фильм? По-моему мнению, депрессию ничего не изгонит лучше, чем поездка куда-нибудь в чужие края, с хорошей компанией. Причем собираться надо быстро, чтобы не успеть передумать.
Так случилось и у меня. О поездке в Карелию меня поставили в известность буквально за два дня, а чтобы я не передумала, заранее вытащили из постели и с рассветом посадили в автобус. Вернее, сам рассвет я и встречала в автобусе с гордым название «Икарус». Компания выдалась тоже славной: за рулем друг детства Лерой, а в подружках – верная немецкая овчарка Дина.

Дорога пролегала на Север, и через какое-то время показались леса Тайги. Нет, я не ошиблась, тайга бывает не только в Сибири. Эта тайга называется Карельской и простирается на много-много километров далеко на север. Особым отличительным признаком этих лесов является ягель, сплошняком покрывающий деревья, от чего лес кажется немного белесым. Ягель (олений мох) - лишайники рода кладония. Пища северных оленей. Разбавляет эти тускло-зеленые краски ярко-красные вкрапления ягод морошки, клюквы и брусники. Остроконечные корабельные сосны тянутся ввысь, подпирая собою небо, а под осинками и березками прячутся всевозможные съедобные грибы.

Так незаметно мы доехали до Петрозаводска, столицы Карелии. Город был основан Петром I и вначале назывался Петровской слободой. Лишь в 1777 году ее возвели в ранг города. Что больше всего меня там поразило - это чистота города, добродушие людей и небывалая тишина. И, конечно же, скульптура Петра I, гордо стоящего на Онежской площади.

Разместились мы у друзей и на следующий же день отправились опять в путь. На этот раз в славный город Сортавалу, который финны признают своей территорией. А знаменит этот город, конечно же, памятником создателю карело-финского эпоса «Калевала» Элиасу Леннроту, который, собирая руны, посетил город Сортавала в 1828 году. В городе всегда полно туристов и очень много самих финнов, причем это неудивительно, так как до самой Финляндии от Сортавалы рукой подать. Длина руки составляет всего 63 километра. Город несколько раз переходил из рук финнов в наши, и только в 1940 году Сортавала вместе с другими территориями присоединяется к СССР.

На общественную комету – быстроходный катер - нас с собакой не пустили, но, потолкавшись среди местного населения, мы уговорили-таки отвести нас на острова на своей моторке одного очень доброго человека.
Ладога немного штормила, наша лодочка подпрыгивала на волнах, вода меняла оттенки от светло-голубого до темно-серого, и временами казалось, что мы находимся в открытом море, так как берегов видно не было. Но вот вдали, словно зеленые айсберги, стали вырастать острова, и мы вошли в Валаамский архипелаг. Причалив к одному из них, острову Валаам, мы увидели Спасо-Преображенский ансамбль, состоящий из действующего монастыря и Собора, где постоянно собираются паломники.

У этого места очень сильная энергетика и, как говорят, сильнее самого Стоун Хеджа будет. Людей на подступах к Собору начинает бить судорога, поднимается высокая температура, и они падают без чувств. Честно говоря, мы ничего не заметили, даже часы на руке у Лероя ходили как надо, хотя после нашего прибытия в Петрозаводск они стали отставать на две минуты.
Разумеется, нас заметили, и поднялся монастырский ор. «Куда вы, молодые люди, с собакой-то?» Но выглядели мы так жалко (ведь при обследовании каменистых берегов Валаама мы успели немного извозиться, и потом вдобавок к нашим страданиям еще пошел дождь), Дина была обвязала оренбургским платком и припадала на правую лапу, поэтому монашки смягчились, видимо, приняв нас за погорельцев, паломников или беженцев, и пригласили в монастырскую трапезную, где мы умяли полновесный обед, а моей собачке достался и супчик, и гречневая кашка с мясной подливой.

Походив по территории монастыря и послушав историю его возникновения, мы, попрощавшись с гостеприимными монашками, отправились на рыбалку. Да-да, этот славный человек, Михаил Викторович, предложил нам порыбачить на Ладоге. И это был мой триумф. Дело в том, что я поймала судака и довольно не хилого - 2 кг живого веса, в отличие от Лероя, который не поймал ничего. Что ж поделать, я водяного Витакса очень просила об улове, а волшебное существо мага всегда поймет, и, к слову сказать, рыбка оказалась очень вкусная… Хотя полбутылки карельского бальзама пришлось водяному пожертвовать - уговор дороже спиртного!

Вернувшись в Петрозаводск, мы привели себя в порядок, немного погуляли по центру города, посетили собор Александра Невского и зашли в дом-музей «Куклы» Татьяны Никитиной. Восхитительно! Мы не только прослушали рассказы о домовых, леших и русалках, но и смогли увидеть, как они выглядят. По поверьям самих карелов, все сказки произошли от их былин и сказаний. Там я и показала Лерою, как выглядит водяной Ладоги и Онежского озера по имени Витакс.

Сама-то я Онежского водяного знала еще по лекциям Нежитеведения. А к нам в Москву из Петрозаводска уехал домовой Пронька. Надеюсь, у нас ему понравится!

Следующий день нами был посвящен Кижам и Древнему Деревянному Зодчеству. Дина с нами ехать отказалась, предпочитая посидеть дома с тетей Машей и ее вареными креветками, а мы отправились на Онежскую набережную. Там сели на красный метеор, который и повез нас на остров Кижи. Название острова имеет общий корень с карельским словом "kizat" – игрища. Предполагается, что местное население ещё в глубокой древности собиралось на острове для проведения культовых обрядов. Онежское озеро встретило нас более дружелюбно, нежели Ладога. Светило солнце, и со всех сторон нас обступали острова. Проведя более часа в пути, мы, наконец, увидели деревянные строения. В 1714 году первой здесь появилась двадцатидвухглавая церковь Преображения

из бревен прочной сосны, срубленная без гвоздей при помощи топора и долото. Именно она определила архитектурно-художественные особенности церкви Покрова (1764 г.) и колокольни (1874 г.). Простор острова будоражил воображение. Вот здесь селились русичи, тут они жили и вели хозяйство. Древняя круговая мельница, казалось, до сих пор поворачивалась навстречу ветру и молола муку. А колокольный звон разносился по всей округе. Скупив все сувениры, мы решили, что долг по посещению древнего искусства выполнен с лихвой и вернулись домой.

Отдохнув и вооружившись картой, стали искать, что посмотреть еще. Водопады, древний вулкан, шунгитовые долины и карельские березы.
- Не забыть бы карельский бальзам, - заметила я как бы между прочим.
- Его не смотреть, его пить надо, - поправил меня Лерой, - вернее, дегустировать.
И Дина гавканьем его поддержала.

Итак, дальше наш путь лежал на поиск природных достопримечательностей. Сошедший в очень давние времена ледник разрушил горы, превратив их в руины. Но отдельные залежи камней магматической породы в Карелии встречаются на каждом шагу. Даже в самом Петрозаводске мы их увидели. Огромные камни на окраине города.

Но вот вулкан мы нашли не сразу. Карта говорила о нахождении его в нескольких километрах от города Кондопога, мы же с ней спорили, что она явно неправа. Облазив прилегающее к Кондопоге окрестности и посетив живущего там шамана, мы, заручившись его оберегами от нечистой силы и верным направлением, вышли-таки к жерлу древнего вулкана.

По огромным валунам, бывших когда-то, миллионы лет назад, действующим вулканом, журча, бежали ручейки, а на месте самого жерла простиралось озеро. Склоны его заросли столетними деревьями, на стволах которых рос все тот же ягель. Красоту дивного пейзажа дополняло причудливое пение птиц и отражающиеся в озере облака.

А какие там водопады! Их в Карелии много, но мы посетили всего один - Кивач. Красивый, мощный и более доступный, к нему никогда не зарастет туристическая тропа. Огромное количество воды в стремительном потоке преодолевает две высоты - 11 и 9 метров. Сила водопада впечатляет, кажется, он может все разрушить на своем пути, и в то же время он так кроток, а на порогах обтачивает камни, омывая их со всех сторон. В брызгах воды не исчезает радуга, и белые барашки пасутся на просторах водной глади. Кивач – второй по величине равнинный водопад в Европе! И он может с гордостью носить этот титул, воспетый в своих произведениях Г.Р.Державиным.

Около Кивача мы обнаружили и другую достопримечательность Карелии – карельскую березу. По мнению ученых, карельская береза - это генная мутация обыкновенной березы. Они ставили опыт: брали 100 семян карельской березы, и из 80 вырастали обыкновенные деревья, те, что известны нам с детства. Чем же знаменита карельская береза? У нее очень красивая древесина с рисунком под мрамор. К сожалению, несознательные граждане безжалостно вырубают эти деревья, и в природе их осталось слишком мало.

Ну, и конечно, не могу я обойти своим вниманием долгожданный спуск по порогам реки Шуя. Облаченные в водонепроницаемые костюмы и вооруженные веслами, мы заняли свои места на надувном плоту. Сплав, или по-научному рафтинг, это я вам скажу, что-то!!! Река бурлит, волны пенятся, плот мотает то вверх, то вниз – просто непередаваемые ощущения! Но инструктор у нас был знающий, а мы – послушные, и бултыхаться в холодной воде, в конце августа, никому не пришлось! Шуя - река спокойная, но иногда она может показать свой бурный нрав. Как сказал нам все тот же инструктор, ее пороги могут достигать в высоту до 1,5 метра, но так как мы еще были новичками по рафтингу, то нам пришлось довольствоваться порогами в 30 и 40 см. Правда, и этого хватило, чтобы адреналин ударил в кровь.
Наш сплав длился 2 часа, и на протяжении всего этого времени можно было наблюдать, как Шуя, причудливо извиваясь, огибает низкие обрывистые берега, сосновые боры и березовые рощи. Иногда над рекой нависают и знаменитые карельские скалы. Именно в них нам и показали древние наскальные рисунки. Сотворенные рукой человека тысячи лет назад на стенах пасутся северные олени, на которых охотятся люди, плывут по реке лодки и шумят водопады. Прикоснувшись своей рукой к петроглифам, чувствуешь, как окунаешься с головой в прошлое. Вот звучит рог, созывая охотников, вот рыбак вытаскивает свои сети. А здесь чайка кружит над рекой…

О Карелии можно говорить часами, а чтобы обойти ее всю и заглянуть в каждый потаенный уголок, не хватит может быть жизни, поэтому прошу извинить меня за столько краткое ее описание. Свой же рассказ я хочу закончить стихотворением Ю. Демянской «Привет, Карелия!» Он более точно описывает мои чувства после приезда из этой сказочной земли.

Средь диких зарослей черёмух и берёз,
В озёрной глубине с каймой густых лесов,
Под шум прославленного в прошлом водопада
Душе просторно стало и отрадно!

Туман Онежья и полёты чаек,
Кукушки песня, хрупкая в тиши,-
На все вопросы жизни отвечаем,
Ответ нашёлся сам в лесной глуши.

Смысл бытия, “да”, “нет”, ещё раз “да” –
Воды испить и Солнцу поклониться.
Пусть будет то, что было и всегда,
Не будем спрашивать совет у птицы!

Алланора Адамс

Журналист

Комментарии читателей

Здорово!!
Злата

Эхх, лето... А еще в Карелии (точнее Петрозаводске) живут аж три выпускника Хога (двое даже с дипломами) и несколько волшебников-студентов)) Только эту часть экскурсии вы пропустили))) Приезжайте еще!))
Valtsha

Я живу через два дома от музей "Куклы")))) Сказали бы хоть, что приезжаете, организовали бы встречу хоговскую))) А Карелия наша замечательная, статья потрясная, спасибо))
Эва

Правда, народ, едете в Карелию - сообщайте нам! Мы вам и экскурсию устроим и про разные Карельские интерестности расскажем! А за статью правда спасибо - очень интересная! =))
AlisaRat, Петрозаводск =))

Спасибо большое) Просто мы до последнего момента не были уверены, что нас приютят в Петрозаводске. Но летом мы снова у вас! Где-то в конце июня!
Алланор

Алланор, вы только заранее предупредите, а мы уж придумаем, как вас приютить =))))