В Волшебном Мире затишье
Все читают 6-ую книгу Джоан Роулинг "Гарри Поттер и принц-полукровка", вышедшую (если кто еще не знает) 16 июля, поэтому никаких примечательных событий в Волшебном Мире за прошедшую неделю не было. Но зато те, кто прочитали, спешат поделиться своими впечатлениями. Одну из резенций на ГП-6 с сайта Совиной почты мы предоставляем вниманию читателей Оракула. Почему именно эту? Здесь автор не только дает оценку 6-ой книге, но и пытается, вообще, разобраться, какое же место она занимает в роулинговской эпопеи о мальчике-волшебнике.
*********************************************
Внимание: данная рецензия содержит небольшие сюжетные спойлеры. Вы не узнаете из нее, кто умрет в книге, или кто такой Полукровный Принц; тем не менее, некоторые детали сюжета будут открыты, так что, если вы хотите получить полное удовольствие от прочтения книги, вам, возможно, стоит воздержаться от прочтения данной рецензии.
Год и день – какая разительная разница. Что уж говорить про два годя и два дня. Два года болезненного, мучительного ожидания лишь ради двух дней глубочайшего удовлетворения… Довольно подавляющая безысходность, вам не кажется? Но мы выбираем этот крест сами; точнее, даже не выбираем - нам его вручают, и мы покорно принимаем его в тот момент, когда искренне влюбляемся в книгу. И ждем продолжения; и потом наслаждаемся удивительными мимолетными моментами свободы, когда ожидание подходит к концу. А потом начинаем ждать опять.
Данное лирическое вступление сделано, чтобы передать одну мысль: «Гарри Поттер и Полукровный Принц» - это книга о Гарри Поттере, и ее автор – Джоанн Роулинг. Так что описывать эту книгу любому, кто не остался равнодушным к предыдущим книгам Роулинг, не просто бессмысленно, а глупо – ведь в сердце книги до сих пор живет неопределимый, но легко ощущаемый сердцем уютный шарм, то же притягивающее очарование, что и в любой из других книг Роулинг. Поэтому, если вы ждете от этой рецензии какого-либо радикального заявления, вроде «Не читайте эту книгу, это самая ужасная книга!», или, наоборот, «Срочно бегите читать эту книгу, она великолепна!» - то вы зря тратите свое время. «Гарри Поттер и Полукровный Принц» - это просто книга ГП, и этим все сказано.
---
Главная проблема Джоанн Роулинг, на мой взгляд, заключается в том, что она никак не может нащупать баланс между описанием действия и подачей «фоновой» информации. Точнее, еще хуже: она этот баланс-таки нашла и удерживала в течение двух великолепнейших книг – «Узник Азкабана» и «Огненная Чаша»; но потом потеряла.
«Орден Феникса» стал очевиднейшим тому примером. Я никогда не скрывал, что пятая книга ГП мне откровенно не понравилась. И дело было не в мелочах, в которых можно было начать разбираться, да и увязнуть (тем более, что мелочи как раз все были безупречны – как всегда у Роулинг); дело было в том, что книга оказалась… калькой со всех предыдущих. Она оказалась вторичной, книжным Франкенштейном, сшитым из обрывков предыдущих частей. Во-первых, она осталась слишком «герметичной», слишком замкнутой. В то время, как весь мир, с момента выхода «Огненной Чаши», ждал, затаив дыхание, ураганной полномасштабной войны с Вольдемортом, во время которой все предыдущие каноны серии (основным из которых, конечно, было пребывание Гарри в Хогвартсе и размеренная учебная жизнь) должны были бы быть отвергнуты, Роулинг предприняла катастрофическую попытку вернуться назад. Именно из-за этого книга получилась во многих местах достаточно вялой, не говоря уж о том, что только ленивый не пнул писательницу за то, что Вольдеморт мирно дождался конца учебного года, чтобы выманить Гарри из Хогвартса.
Конечно же, этому существует совершенно понятное и логичное объяснение. К тому моменту для писательницы накопилось слишком много деталей, которые ей было жизненно важно передать читателю для понимания мира саги. И эти детали – объяснение с коррумпированным Министерством Магии, поимка известных Пожирателей Смерти, выяснение пророчества – которые, в воображении фанов, должны были занять лишь пару глав в начале новой книги, растянулись, в итоге, на огромный том. В таких условиях, когда необходимо собрать, склеить и засунуть в текст как можно больше важных мелочей, писательница явно не сумела выработать такой же замечательный закрученный сюжет (который, впервые за всю серию, здесь был не целью повествования, а всего лишь средством); и история пророчества и Ордена поэтому кажется явно притянутой за уши.
Зато не получив закрученного сюжета, мы приобрели взамен бонус в форме невиданного ранее объема великолепнейшей «фоновой» инфы. Чего стоит хотя бы одно воспоминание Снэйпа, которое рассказывает нам больше о Мародерах, чем все предыдущие книги, вместе взятые. Или экскурсии в Министерство Магии и Госпиталь Св. Мунго – места, неоднократно упоминаемые в первых томах, но до этого момента так и остававшиеся неоткрытыми. Все эти мелочи доставляют каждому фану огромное удовольствие – даже несмотря на то, что, в отсутствие качественной «основной» интриги, сами по себе они кажутся немного пресными (в отличие, например, от «Огненной Чаши», где достаточно важная информация о прошлом была совершенно ненавязчиво открыта в течение книги).
И Джоанн, по-видимому, сама почувствовала все это и решила, во что бы то ни стало, вновь выровнять баланс. И снова перегнула палку.
---
В попытке вернуть серии ускользающий шарм бесшабашного приключенческого детектива, Роулинг, сама, видимо, того не желая, совершила гораздо более серьезный прыжок назад, нежели с «Орденом Феникса». И, хотя история Гарри и Того-Ну-Вы-Сами-Поняли-Кого продолжает развиваться и заметно подбирается к финалу, если посмотреть на книгу непредвзято, то больше всего она напоминает… первые две.
О, сказать, что уши «Тайной комнаты» торчат здесь за каждым углом – значит не сказать ничего. И речь идет даже не о том пресловутом «открытии», которое сделал Гарри во второй книге и которое влияет на сюжеты последних двух книг, а в атмосфере, которую Джоанн за уши притягивала на протяжении почти всей книги. Опять Гарри, как ни в чем ни бывало, спокойно учится и делает уроки; опять в середине года начинаются нападения на учеников; опять мы видим книжку со странными надписями, чей автор совершенно явно не замыслил ничего хорошего, и опять Гарри попадается на эту удочку.
Речь идет о гораздо более фундаментальном изменении – книги ГП меняются в… жанре. Если в «Ордене Феникса» мы могли сваливать все на единичную неудачу, то «Полукровный Принц» явно расставил все точки над «i» - старые книги ГП ушли безвозвратно. Хорошо это или плохо - судить каждому по отдельности, но факт остается фактом: мы никогда больше не увидим тех захватывающих «герметичных» детективов с изящнейшими сюжетными поворотами, которыми нас потчевала миссис Роулинг на протяжении первых четырех книг. Сейчас намерение писательницы, наконец-то, стало совершенно ясно: сага о Гарри Поттере завершила свой переход из жанра в жанр, и теперь это самая настоящая драма с элементами фентези и эпоса.
В таких условиях попытки Роулинг хвататься за старые каноны ее же книг кажутся не вполне уместными, а иногда просто смешными. В отличие от «Тайной Комнаты», личность Принца здесь с тем же успехом могла быть открыта в середине книги, а не в конце (где наоборот, спешное объяснение выглядит надуманным); в отличие от «Огненной Чаши», в которой преобладало предчувствие надвигающейся катастрофы, здесь сцены любовных разборок «кто нравится кому» (какими бы милыми и приятными они не были), когда вокруг бушует война и ужас, совершенно теряют свою актуальность. Вы ведь не будете спокойно объясняться в любви через полчаса после того, как у вас на глазах убили одного из самых близких вам людей, так? А Роулинг, видимо, окончательно перепутала теплое с мягким, если ситуации после Рождественского Бала в "Огненной Чаше" и после Кровавой Разборки в ПП кажутся ей одинаково адекватными сценами для одинаковой романтики.
---
Однако, в конце концов, на то мы и фанаты, чтобы не зацикливаться на «больших» аспектах, но и с удовольствием покопаться в мелочах – таких как язык, юмор и манера повествования. И здесь мы можем найти немало интереснейших сюрпризов.
Сага заканчивается – «Полукровный Принц» был предпоследней книгой во всей эпопее, и Роулинг, по-видимому, наконец-то решила дать себе волю. Оказывается, в течение пятнадцати лет она скрупулезно строила гигантский проработанный мир с огромным количеством «правил» (разряда «что все время очень хотелось бы сделать, но нельзя») для вполне человеческой цели – хорошенько повеселиться, разрушая их. Как гигантские постройки из домино или карточные домики.
Скажите, вы ведь хотели увидеть, как Дамблдор придет и лично поставит Дурслей на место? А жестокую потасовку между Гарри и Драко с использованием палочек, Непоправимых Заклятий, а также сапог с твердой подошвой? Или Снейпа, наконец-то дорвавшегося до должности преподавателя по Защите От Темных Искусств? Все это (и многое-многое другое) есть, и все это доставляет глубочайшее удовлетворение, поверьте мне. Правильный способ красиво уйти – это хорошенько погулять на прощание, в этом Роулинг, несомненно, попала в яблочко.
Хотя, вот тут как раз отсутствие фоновой информации сказывается особенно болезненно. Ну скажите, право, много ли кайфу от Большой Потасовки с участием Снейпа, если мы так и не узнали, почему Дамблдор упорно доверял ему все эти годы? И разве мы можем получить полное удовольствие от того, как Дамблдор с глубоким вкусом и чувством юмора глумится над Дурслями, если нам так и неизвестно, о чем он, годами ранее, писал письма тете Петунии? Обещание про то, что в шестой и седьмой книгах новых больших вопросов появляться не будет, но зато будут большие ответы, Роулинг явно дала, не подумав (или не найдя лучшего способа убедить людей купить книгу) – ведь как раз-таки долгожданных ответов на старые, наболевшие вопросы вы здесь не найдете. Что очень жаль.
Правда, справедливости ради стоит сказать, что и особо запутывать писательница нас тоже не пытается. В Полукровном Принце практически все вопросы оказываются очень «локальными» - в том смысле, что «хвостов» от незаконченных новых историй или под-историй по окончании книги торчать практически не остается (кроме, конечно, основной линии с пророчеством). Даже вся каша с Полукровным Принцем на поверку оказывается совершенно вторичной и необязательной – если посмотреть трезво, то "был он там – не было его там" - разницы, как это не удивительно, это не играет почти никакой. Если Джоанн не выдумает какой-нибудь совершенно неожиданный ход конем в седьмой книге, то шестая могла бы спокойно быть «Гарри Поттер и» что-нибудь еще.
Кстати, из маленьких замечаний: уже второй раз подряд Роулинг выдает нам книгу с совершенно «обманчивым» названием. Подумайте сами: если первая книга была целиком о Философском Камне, вторая вся крутилась вокруг Тайной Комнаты, третья, ясно дело, рассказывала об Узнике из Азкабана, а сюжет четвертой был «пущен в ход» только благодаря Огненной Чаше (в конце концов, для Гарри все началось в тот момент, когда Чаша неожиданно выплюнула его имя), то Орден Феникса и Полукровный Принц были вынесены в названия только ради красного словца. И то, и другое - достаточно маленькая и пассивная часть текста (кстати, полная беспомощность и бесполезность Ордена Феникса, ничуть не исправилась и в шестой). Нехорошо.
---
Пожалуй, еще одной особенностью текста, не упомянуть которую было бы хамством, являются персонажи. Вот здесь я готов аплодировать Роулинг стоя, ибо Полукровный Принц, на мой взгляд, является большим успехом и просто-таки прорывом для писательницы.
Персонажи старые остались, в большинстве своем, такими же очаровательными и прибавили реалистичности. Гарри повзрослел и наконец-то (наконец-то!) стал вести себя адекватно; мальчик в конце концов научился трезво анализировать и, что главное, перестал стесняться просить помощи и консультироваться (признайтесь, вам же хотелось его стукнуть на протяжении всей «Тайной Комнаты» за то, что не поделился с Дамблдором своими мыслями; или в «Узнике Азкабана», где он наотрез отказался рассказывать Люпину про Большую Черную Собаку?). Конечно, его обретенная привычка при первой же возможности влезать в мантию-невидимку и бежать шпионить немного раздражает (тем более после весьма плачевно закончившегося инцидента ближе к началу книги, который был вызван именно этой привычкой). Но, опять же, подобная деталь добавляет реализма – в конце концов, Гарри не удалось добыть информацию с первого раза и он, разумеется, пробует сделать это ее еще и еще раз.
Нельзя не упомянуть и новых персонажей – самым важным из которых, несомненно, стал замечательный Профессор Слагхорн. На мой взгляд, совершенно великолепнейший герой, добавляющий книге настоящей психологической достоверности (ведь до этого все-таки персонажи в большинстве своем делились на хороших/плохих). Этот юморной старик, с горой своих бзиков и привычек (коллекционирование талантов, тем более против их воли – ничего себе хобби!) замечательно совмещает в себе цинизм, предрассудки (ведь он не любит магглорожденных волшебников), лень и трусость, не говоря уж о том, что он урожденный слизеринец (до этого это было просто-таки клеймо). И, тем не менее, к нему совершенно невозможно не проникнуться глубокой симпатией. В конце концов, именно этот персонаж, а не Дамблдор, представляет нам заранее милый типаж положительного, мягкосердечного, но действительно уставшего старика (конечно, после пятой книги все кричали, что Дамблдор – самый уставший на свете человек; но, посмотрев на то, как он размазывает в той же книге по стенке Пожирателей Смерти, Станиславский бы давно умер от недоверия).
Кстати, седовласый старик Дамблдор тоже заслуживает здесь особого внимания. Да, он до сих пор до боли доброжелателен, вежлив и саркастичен; однако здесь мы впервые можем насладиться проявлением настоящих эмоций. Мы видим, как он раздражается (кто думал, что такое возможно?), а в другой момент - манипулирует (спецзадание для Гарри – какое нахальство!). Даже его уязвимость, наглядно демонстрирующаяся еще в первых главах книги, идет ему удивительно к лицу.
Остальные второстепенные персонажи остаются на высоте: Фред, Джордж, Билл и даже Флер - все не подкачали. Пожалуй, ложки дегтя в бочке меда здесь изображают лишь парочка членов «Ордена» (за что их, впрочем, тоже винить нельзя – с таким количеством экранного времени сложно ожидать чего-то потрясающего) и, как это ни печально, Гермиона. Даже на фоне ее мягко говоря занудно-всезнайческого поведения в «Ордене Феникса», здешние ее эмоциональные метания выглядят крайне натянуто. Это не говоря о том, что роль в сюжете ей достается такая, что ее вообще могло бы там и не быть (то же относится и к Рону, но он хоть вносит свою толику юмора). Скорее всего, Роулинг оставляет ее «в запасе» до седьмой книги, где и «врубит» ее на полную катушку – главное, чтобы катушка была правильной (то есть ближе к «Огненной Чаше», дальше от «Ордена Феникса»).
---
Итак, как подытожить эту противоречивую (я и сам почувствовал) рецензию? Если смотреть на книгу трезво и не зацикливаться на каком-либо одном ее аспекте, то в ней можно найти достаточно и положительных, и отрицательных моментов. В конце концов все, как обычно, сводится к субъективной оценке. И здесь я вынужден признаться: несмотря на огромное количество положительных качеств книги (главным из которых является то, что ПП - это книга ГП!), мне «Полукровный Принц» не пришелся по душе. И дело снова не в деталях, не в вопросах/ответах, а именно в «большой» картинке: несмотря на всю логичность и неизбежность смены жанра, этот процесс все равно доставляет мне жуткую боль. В конце концов, ГП, в которого навсегда влюбился я – это «Тайная Комната», «Узник Азкабана» и «Огненная Чаша»; это герметичный детектив, с замечательными ироническими и завораживающими элементами фентези и совершенно умопомрачительными сюжетными развязками, предугадать которые было физически невозможно. Может быть, это звучит по-детски, но именно такими я любил, люблю и буду любить книги Джоанн Роулинг; но от книги к книге, реальность все дальше уходит от этого представления. Перед нами все равны, и создавать отдельные критерии для «новых» и «старых» книг ГП было бы непозволительной роскошью и попустительством. А посему, пока что сериал ГП такой, каким он стал после «Полукровного Принца», так же далек от совершенства, как «Полукровный Принц» далек от «Огненной Чаши». Ну, а как близко он (сериал) приземлится от него (идеала) в итоге – это мы узнаем только после выхода последней, седьмой книги.
Даниил Мерзон
Редакция ЕОХС,
по материалам Mugglenet, http://www.yarik.com, Совиной почты
и магических СМИ
Комментарии читателей
Все так, все так... И хотя я, как верная фанатка госпожи Роулинг на протяжении всей статьи стискивала кулаки, я все же не могу ни с чем поспорить. Но от этого я не стала меньше любить Джо. И вообще, я сейчас под тягостным впечатлением от прочтения книги... Еще не дочитала, а потому едва не плачу и до сих пор не могу поверить в то, что произошло. P.S. Очень характерный отзыв об "Ордене". То же самое говорит даже моя мама. А я думаю, это все от лени. Людям нравятся закрученные сюжеты, им интересно раздумывать над тем, кто убийца/вор/злодей, но им лень подумать, грубо говоря, "о жизни". Отсюда - вся критика в адрес эпической трагедии, каковой является "Орден". Слишком психологическая книга для тех, кто привык к развлекательному чтиву и не утруждает себя более или менее философскими мыслями.
Моргана Мурасаки
По-моему, у всех свои вкусы. Мне все без исключения нравились книги про Гарри Поттера, думаю, шестая тоже понравится. Кстати, не в Хогвартсе Римуса Даниил Мерзон или кто он там прочитал Гарри Поттера? Я была на том сайте и переводили эту книгу вручную. Стоит ли этому отзыву про книгу верить? :(
Снежа
Я полностью согласна со Снежой. Мне лично все книги понравились и я не могу сказать, что Орден Феникса или Принц-полукровка хуже, чем остальные. У каждой книги свой сюжет и вовсе они не должны вытекать друг из друга - у этих книг балансы совершенно разные, а одинаковый баланс приведёт к повторению. Да, а разве Орден Феникса и Принц-полукровка были так плохи? Они по продажам побили Кубок Огня, который по мнению Даниил Мерзон был очень хорошей книгой.
Liona
Я прочитала книгу 18-го июля и поняла: книга просто отличная. Вся беда в том, что многие из нас не хотят понимать, что Гарри, Рон и Гермиона взрослеют, что в 16 лет чувства - это очень важно и без этого не обойтись. Кроме того, друзья начинают больше понимать в отношениях между людьми и все "мелкие" связи и нюансы всплывают на поверхность. тем не менее, мелочи тоже важны. Вспомните, как во второй, кажется, книге Пивз разбил исчезающий шкаф. Никто и не придал этому значение. А вот и зря: в ПП этот шкаф играет трагическую роль, впуская в школу врагов... Роулинг показывает, что дети постепенно становятся взрослыми, их ценности (положительные или отрицательные) укрепляются и руководят ими. Вообще, если первые 2 книги серия о ГП еще могла показаться исключительно детской сказкой, то теперь оканчательно становится ясно - это серия для думающих детей и взрослых. для тех, кто "дорос" и сможет понять все перепитии сюжета. Лично мне ни одна из книг не показалась скучной или вялой. Они все написаны хорошо и являются прекрасными ступеньками к развязке. Книга за книгой Роулинг открывает нам все больше подробностей, давая нам возможность подумать. Разве не такими должны быть хорошие книги? Чтобы после каждой оставалось, над чем подумать. И чтобы после каждой мы чуть больше понимали в себе, в окружающих, в жизни. Книги растут вместе с героями. И мы растетм вместе с ними. Все правильно. так что книга не хуже других. Надеюсь, что последняя будет не менее интересной.
shafAF
Liona, shafAF, респект! Воистину так. shafAF, я тоже говорю, что книга "растет" вместе с ее героями. Но меня не хотят слушать... ГП - это не обычный коммерческий сериал (пусть он и приносит много денег, но коммерция здесь играет далеко не главную роль). Это эпос, и он развивается. Но многие люди хотят интересные приключения, им больше ничего не нужно... Горько слушать, как они говорят, что Джо "выдохлась", что сюжеты надуманы, и прочее, и прочее.
Моргана Мурасаки